Сибирские огни, № 6, 2014
ма и береговой щели родился мальчик. Шаманка наклоняется с седла, роняет лук. Тетива — бычьи жилы на осетровой желчи. Ребенок не боится, тянет руки. Шаманка выпускает дым из трубки, и Пэлме видно неясно. Вот мальчик принимает кобылье молоко, судьбу и имя. Пэлма разгоняет дым рукой. Вот женщина рожает в юрте, держась за столб. Столб березовый, мать-дерево, эхэ- модон. Младенец закричал, принял засечку ствол — человек родился. Качает ребенка на коленях старуха. Род твой, говорит, пошел от бездетной шаманки, и будет он крепок, как бычья жила, и на одном конце жилы — налим, а на другой — бессонная Пэлма, что смотрит на дорогу, туда, где город высветляет небо, а видит — степь. * * * Сахарову душит хлорка. Окно бы открыть. Выбила форточку, рванула фрамугу — мало. Береза встала в проеме ставнем, зашарила ветками по сте клу. Душно. Старуха нашла у порога топор, в палисаднике, упершись в ствол руками, отдышалась и, собравшись с силами, ударила. Топор увяз, вмерз в древесину. Сахарова держала древко как пульс на запястье и слушала, как уходит в снег мартовская капель, уходит споро, частым перебором коротких конских ног. И нет уже палисадника, нет улицы — поле и звезды над ним, по середке — мужское лицо. Сахарова наклоняется, в глаза ему дышит: «Будешь помнить? Будешь?..» И ответа не ждет — знает и так. * * * Серое утро. Автобус, развернувшись на площади, уходит. Сестра роня ет сумку под ноги, смеется, узнавая. Знакомься: Сергей, художник. Торговки тянут губы и взгляды из-под платков, а они втроем — семья! — идут вдоль рядов, скупая шерстяные носки и круги мороженого молока, и прячут глаза, потому что те смеются, смеются, и мороз их не берет. И Сахарова ставит чай ник, ломает калач, сметаной мажет хрусткие ломти, а сестра смеется, сыплет мелочью без меры и счета. И ночевали, и Сахарова не спала, давила кулаками уши, обещала себе: утром — прокляну. А утром над сметаной и чаем звенела сестрина мелочь, и не было сил, сил не было. И вот уехали. Иконы Сахарова не сразу хватилась. Икона у нее была, из старых, от матери, той свекровь доску завещала, ей она вместо наследства осталась; девчонкой, сиротой, в Тарбагатае от семейских прятала, после — от мужа-красноармейца. С годами и родных, и веру растеряла, икону на печь за бросила, вспомнила уж, когда помирать собралась, Сахаровой с рук на руки передала. С виду — деревяшка простая, черная. Под копотью не разглядишь, лик там или пустое что. Но ведь память. Месяцем, что ли, позже Сахарова опять с носками на трассе стояла. А морозы завернули, старухи до глаз заку таны — и Сахарова тоже. И высмотрела архаровца своего. Он ее не признал. Разговорились, она и скажи: у подружки на хуторе иконы остались, болеет старуха, как бы не померла, не хотите ли доски посмотреть, пока наследнички на поминки не съехались? Тут через березняк под горку недалеко, до темно ты обернемся. Он и повелся. Ушел автобус без него, последний на тот вечер автобус. Домой не повела, узнал бы дом-то. Зашли к товарке чаю на дорогу по пить. Дали круг молока мороженого, пока он к нему пальцами лип, пока от дирал, бабки носки стянули, вроде погреть у печи. Потом теплые принесли, надевай, говорят, пока не простыли. А в носках — соль. Пошли. Смеркаться стало. Сахарова утром как ни в чем не бывало печь топила, а архаровца к вечеру в овраге за деревней нашли. Поморозил ноги, отняли их в больнице, обе ступни. На Сахарову никто не подумал. Подружка молчала, а сам умом тронулся в ту ночь. Говорят, видели его на вокзале в городе, с плошкой на ВАЛЕРИЯ ИВАНОВА. НЕБО НАД ДВОРАМИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2