Сибирские огни, № 6, 2014
Вскоре из Москвы я получил небольшое теплое письмо от Слуцкого. Он, в частности, писал: «Ваши стихи я передал в журналы “Пионер” и “Знамя”, в последнем журнале шансов мало. Будете в Москве — заходите!» В девятом номере журнала «Пионер» за 1970 год была напечатана моя подборка. Раньше, по молодости лет, мне казалось, что талантливость таких поэтов, как Борис Слуцкий — неоспорима. Талант — это акси ома. Но в жизни оказывается всё сложнее... И отношение к поэзии Слуцкого никогда не было однозначным. Кого-то притягивали его мудрое видение мира, неброское своеобразие его неспешных строк. Кто-то упрекал поэта в прозаизме, приземленности, кому-то не хва тало внешнего лоска и эффектности. Такова судьба всего, что выходит за рамки при вычного, ординарного. И эти оценки уже не столько характеризуют самого поэта, сколько тех, кому они принадлежат. В связи с этим вспоминается совеща ние молодых литераторов, которое прохо дило в конце шестидесятых годов в Воро неже. Среди московских гостей-руководи- телей был Марк Соболь. В последний день совещания подвы пивший Марк Соболь распространялся перед нами о том, что конкуренции он не боится, что у него есть свои поэтические угодья. Развивая мысль, что не всегда попу лярность пропорциональна таланту, Марк Соболь буквально заявил следующее: «То варищи! Все мы отлично знаем, что Борис Слуцкий — не поэт!» Я был ошеломлен. Мне хотелось воз разить московскому гостю, но я постеснял ся прерывать вдохновенное выступление самодовольного мэтра. О вкусах спорить глупо. Но все же я не сомневаюсь в том, что Борис Слуцкий — большой поэт. Его вклад в современную поэзию отрицать нельзя. А для истории совершенно не важно, кто там маленький копошится у подножья глыбы, пытаясь ут вердиться в этой суетной жизни. И совершенно очевидно, что русская поэзия даже не заметила: был ли в ней Марк Соболь или не был. В 1974 году мне удалось вырваться в Москву. Кажется, это было осенью. Позво нил Слуцкому. Он предложил мне: — Сегодня у меня занятия с молодыми поэтами, приходите, вам будет интересно. Узнав адрес, я попрощался. Занятия Слуцкий проводил, если я не ошибаюсь, в каком-то Доме политпросвещения. Собра лось человек сорок. Слуцкий представил меня. Я коротко рассказал о себе и прочи тал стихотворений десять. Мнения раздели лись. Пришлось услышать и добрые слова, и столкнуться с резкими нападками в свой адрес. Выступали и другие стихотворцы. — Кто вам понравился из выступав ших? — спросил у меня Слуцкий, когда мы с ним шли по улице после этой литвстречи. — Честно говоря, никто. То, что я слы шал сегодня, это, по-моему, далеко не луч шие отголоски прошлого века. Вам, очевид но, их стихи тоже чужды, в них совсем не чувствуется пульс сегодняшнего дня. — Мои ученики, с которыми я занима юсь, нравятся мне тем, что они не похожи на меня, — ответил Слуцкий. Расстались совершенно неожиданно. Вынув из кармана пять рублей и размахивая ими, он остановил первую попавшуюся легко вую машину. Частник любезно открыл дверь. В то время пять рублей еще что-то значили. Мы попрощались, и Борис Слуцкий уехал. Примерно спустя год, неожиданно для себя, я получил из Москвы бандероль. Поэт прислал мне свой новый сборник «Прод ленный полдень». Автограф был очень краток: «Анатолию Нестерову— дружески. Борис Слуцкий». В ответном письме я поблагодарил его за книжку и послал несколько своих новых стихотворений. Вскоре из Москвы пришло письмо: «Дорогой Толя! Получил Ваше письмо и сердечные стихи. Мне больше всего показа лись стихотворения “В небе туча серая” и “Ах, вино взбодрило кровь”. Впрочем, это песня, хорошая песня. “Рассказ рабочего” — недо думан, неглубок. Единственное в нашей про фессии спасение и исцеление — работа. Же лательно— ежедневно. Ваш Борис Слуцкий». После этого письма я еще раза три в разные годы был в Москве. Звонил каждый раз Слуцкому домой, но каждый раз, может быть, стечение обстоятельств, телефон не отвечал. Позднее от знакомого столичного литератора узнал, что Слуцкий очень тяже ло переживал смерть жены, вскоре серьез но заболел и сам. Стихи писать перестал, начисто потерял рифму. Детей у Слуцких не было. Одному, больному, жить стало, очевидно, невмоготу, он уехал к брату в Тулу, где и скончался 22 февраля 1986 года. ... И теперь, когда я бываю в столице, мне так и хочется набрать знакомый номер 1-55-00-00. Я знаю, сейчас ответит телефо нистка. «Дайте, пожалуйста, добавочный 2-48», — попрошу я. Трудно поверить, что на другом конце провода уже больше никогда не услышу не много суровый, но всегда доброжелатель ный голос поэта Бориса Слуцкого: — Здравствуйте, Толя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2