Сибирские огни, № 6, 2014

формы более постоянного и непосред­ ственного контакта писателей с кино. Будут ли это сценарные студии или сце­ нарные объединения, где постоянно смо­ гут работат ь писатели, или это будет какая-то т а я форма, я не знаю. Но знаю, что кинематограф с его плановостью, с его индустриальностъю не может обой­ тись без неких “конструкторских бюро ”, в которых литераторы создавали бы про­ екты будущих фильмов». Среди новых текстов восьмого тома — самое раннее из известных нам ин­ тервью с Шукшиным — «Актером я стал случайно» (1961), а также малоизвестные интервью региональным газетам «Ленин­ ская смена» (г. Горький), «Московская ки­ нонеделя» и др. Раздел «Письма» увеличился на 17 новых эпистолярных работ В. М. Шукши­ на. У читателей наверняка вызовет инте­ рес студенческое письмо В. М. Шукшина к И. А. Жигалко (преподавателю мастер­ ской М. И. Ромма), с которым читатели «Сибирских огней» могли познакомиться в одном из номеров журнала за 2013 год [5]. Отправлено оно из г. Моршин, с при­ карпатского курорта всесоюзного значе­ ния, где студент 4 курса ВГИКа проходил курс лечения после очередного обостре­ ния язвенной болезни желудка. Письмо не только содержит неизвестные ранее сведения из биографии алтайского писа­ теля и кинорежиссера, но и способствует расширению «шукшинской географии» — перечню населенных пунктов СССР, в которых побывал Василий Макарович и которые, возможно, нашли отражение в его художественном творчестве. Увеличилось на семь единиц и ко­ личество рабочих записей в соответству­ ющем разделе восьмого тома. В девятом томе появился раздел «Наброски. Неза­ вершенное», в который включены 18 неза­ конченных произведений писателя, из них четыре публикуются впервые. В этом же томе читатель найдет обновленный раздел «Стихотворения», увеличенный еще на один текст по сравнению с восьмитомни­ ком, разделы «Автографы» (расширенный еще на 22 текста), «Документы» (15 но­ вых) и «Dubia» (1 текст). Среди новых документов хочется об­ ратить внимание на отчет В. М. Шукшина о производственной практике на съем­ ках х/ф «Два Федора», написанный им в 1958 г. Напомним, что в 1957 г. Василий Макарович был направлен на режиссер­ скую практику на Одесскую киностудию. Там он был одновременно приглашен как актер на главные роли в кинооперетту (!) «Белая акация» (реж. Г. Натансон) и х/ф «Дом солдата» (реж. М. Хуциев), в про­ кате получившем знакомое теперь всем название — «Два Федора». Шукшин был утвержден на роль в фильме Хуциева и никогда впоследствии не жалел об этом. Вернувшись в институт, он написал отчет о практике, в котором скрупулезно отме­ тил все важнейшие моменты работы над кинокартиной. Киновед Л. Д. Ягункова, лично знавшая В. М. Шукшина, в 1980-е годы во время работы над книгой о ре­ жиссере сделала копию отчета в архиве ВГИКа. Ныне, к сожалению, сам оригинал шукшинского отчета о практике из фон­ да вгиковского архива бесследно исчез! Копия Л. Д. Ягунковой — единственное свидетельство об этом документе. Будучи летом 2013 г. гостем Шукшинских чтений, Лариса Даутовна передала копию отчета в распоряжение редколлегии нового Со­ брания. Шукшин в отчете уделяет основ­ ное внимание анализу литературного и режиссерского сценариев картины, оценке их с позиции «житейской правды», осо­ бенностям и проблемам трансформации выразительных средств литературы в вы­ разительные средства кино. Очевидно, что уже во ВГИКе он приходит к выводу о необходимости самому писать сценарии к собственным фильмам. В целом количество новых шукшин­ ских текстов в девятитомнике составило 82 единицы. Из них 24 публикуются впервые. По читательскому адресу новое со­ брание сочинений В. М. Шукшина в 9 тт. в рамках традиционной классификации изданий следует определить как « науч­ но-массовое », с акцентом на первом ком­ поненте этого термина. Построенное на строго научных основаниях, оно рассчита­ но на широкий круг читателей. В настоя­ щее время нельзя не учитывать тот факт, что современному читателю требуется не только тщательно подготовленный текст произведения, но и определенный набор биографических сведений о его авторе. Поэтому все шукшинские тексты в новом издании сопровождаются комментариями, как правило, содержащими указания на связь образов и мотивов произведения с биографией писателя. С этой же целью в состав Собрания включена расширенная подборка писем, автографов и личных до­ кументов Шукшина, что далеко не всегда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2