Сибирские огни, № 6, 2014

шина. С каждым годом обнаружить неиз­ вестные ранее художественные произве­ дения писателя становится все труднее и труднее. Большая их часть, несомненно, уже давно обнародована. Поэтому основ­ ную долю новых материалов составляют тексты нехудожественные: письма, авто­ графы, рабочие записи, наброски. Их, как правило, удается найти в частных архивах, фондах киностудий и других организаций, связанных с жизнью и деятельностью Ва­ силия Макаровича. Главным редактором проведена обширная поисковая работа в фондах Российской государственной би­ блиотеки (Москва), Российского государ­ ственного архива литературы и искусства (Москва), в архиве и кабинете отечествен­ ного кино Всероссийского государствен­ ного университета кинематографии им. С. А. Герасимова (Москва), Объединен­ ном архиве киноконцерна «Мосфильм» (Москва), архиве киностудии им. М. Горь­ кого (Москва), в фондах Всероссийско­ го государственного музея-заповедника В. М. Шукшина (с. Сростки), в личных фондах Р. А. иЮ. В. Григорьевых (Москва), А. В. Гордона и М. А. Тарковской (Мо­ сква), Л. И. Андросовой (Москва) и др. При поддержке Алтайского государ­ ственного университета удалось прове­ сти поиски во Владимирской областной научной библиотеке им. М. Горького, в Государственном архиве Владимирской области, архиве Владимирского моторо­ тракторного завода. В том первый вошел ранее никогда не публиковавшийся литературный сце­ нарий «Одни» (1965). Он был написан Шукшиным в 1965 г. и предложен кино­ студии «Мосфильм». Напомним, что Ва­ силий Макарович в это время уже состоял в штате студии им. Горького в должности режиссера-постановщика и вряд ли сам рассчитывал на экранизацию сценария на «Мосфильме». Это тот случай, когда он попросту искал подработку как сцена­ рист. В 1966 году по данному сценарию будущими известными режиссерами, а тогда дипломниками ВГИКа А. Суриным и Л. Головней был поставлен сорокаче­ тырехминутный х/ф «Одни». Сценарий попал в архив киностудии, где в забвении пролежал на полке почти пятьдесят лет, и был обнаружен нами в сентябре 2013 года благодаря помощи директора центра твор­ ческой работы ВГИКа О. Б. Шухера и за­ ведующей объединенным архивом кино­ концерна «Мосфильм» И. Н. Воронцовой. Литературный сценарий «Одни» на­ писан Шукшиным на основе одноименно­ го рассказа, опубликованного в 1963 г. Пи­ сатель переработал текст с учетом спец­ ифики средств кинематографа, дополнил некоторыми новыми сценами. Например: «...Поулице, мимо дома Калачиковых, бредет унылая колонна пленных японцев. Антип и Марфа стояту своих ворот. Антип настроен воинственно, а Марфе жалко этих далеко не грозных вояк. — Змеи ползучие, — негромко гово­ рит Антип. — Согнулись? — Будет тебе! — говорит недоволь­ но Марфа. — Они, что ли, виноваты. — Кто же? — Погнали, небось, они и пошли... — «Погнали»... — Им тоже не сладко теперь... — А нашим сладко в земле лежать? Песня давно молчит» [4]. Эпизод отсутствует в оригинальном рассказе, начисто лишенном локальной привязки. В сценарии же появляется ло­ кальный маркер, имеющий отношение к малой родине Шукшина: пленные японцы, занятые на строительстве домов и дорог — одна из характерных реалий послево­ енного Алтая. Предположим, что на волне успеха своих первых фильмов — «Живет такой парень» и «Ваш сын и брат», осно­ ванных именно на алтайском материале, Шукшин пытался развивать успех в этом направлении. Наибольшее число новых текстов со­ брано в восьмом и девятом томах издания. Раздел «Публицистика» пополнили ин­ тервью и шесть статей В. М. Шукшина. Среди них — одна из первых шукшинских статей «Главное звено» (1965), не входив­ шая ранее в официальную библиографию писателя. Она была опубликована в газе­ те «Советское кино» от 13 ноября 1965 года и приурочена к открытию Первого Учредительного съезда Союза кинема­ тографистов СССР, который состоялся в Москве 23-26 ноября 1965 г. Шукшин в статье излагает свои мысли о необходимо­ сти повышения качества киносценариев, по сути, вносит свой вопрос в программу будущего съезда: «Итак, все начинается со сценария. Но, видимо, нынешняя прак­ тика соотношения сценариста и студии не отвечает требованиям современного искусства. В ней много случайного, само­ деятельного, любительского. Творческое звено сценарист-студия, пожалуй, салюе непрочное из всех. Видимо, надо найти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2