Сибирские огни, № 6, 2014
сателя, они ведь оборотные стороны друг друга в чаянии новой, лучшей жизни! Да и как иначе: издавна в России привыкли все менять резко, «эволюция» для нас — слишком иностранно и чуждо. А если это Россия еще и глубинная, если это Урал, откуда родом главный ёбур- жец страны Б. Ельцин, то все и вовсе усу губляется. И он вполне заслужил это зва ние, когда стал Председателем Верховного совета России в 1990 г. и содеял главное — утвердил Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, т. е. независимости от СССР. Это ли не в духе Вити Махоти- на и любителя политхимер А. Бакова? Да, пожалуй, и рэкетиров-рейдеров Цыганова и Федулёва: абсурдное отделение России от СССР президентом вполне сопостави мо с рейдерским захватом данной терри тории. А. Иванов же восторженно пишет: «Вот это было да! Россия обалдела от свободы лидера». Кстати, прослеженная нами цепочка «стыков», от «Росселя-Чер- нецкого» до Махотина, обрывается двумя (на границе главы) главками об уральском «сепаратизме» и Уральской республике Эдуарда Росселя — достойного наследни ка своего земляка Ельцина. Так что книга А. Иванова является отличным подтверж дением известной истины о единстве кон текста, из которого нельзя что-то вырвать без ущерба для смысла. «Ёбург» — яркий пример сплошного контекста, где спле лись, слились, слиплись воедино деятели, казалось бы, разновекторные. Но тут надо обязательно оговориться, что автор — пи сатель-романист, мастер повествования прежде всего художественного, воспитан ный на фантастике и гротесках, начиная с «Кораблей и галактики» (1991), и сохра нивший к ним склонность на подсозна тельном уровне. Потому и текст его новой книги все-таки не совсем очерково-пу- блицистический и тем более не газетный. Хотя темы он взял совершенно газетные, как в каком-нибудь «Уральском рабочем»: вот вам политика, вот быт и коммуналка, вот криминал, это культура, а тут, наконец, спорт. И поэтому можно при желании ус мотреть в этой жанрово не обозначенной книге моменты преувеличения, сгущения фактов и артефактов ради «драйва», иду щие от фантастической лит. юности авто ра. Так что иногда даже подумаешь, что А. Иванов, «золотое перо» ёбургского пе риода нашей литературы, иногда «позола- чивает» свой текст до степени его незави симости от содержания, в подражание, ви димо, фантому независимости уральской. Так, рассказ о шпане из банды бра тьев Коротковых буквально кишит бан дитской феней, будто слушаешь матерого зэка или радио «Шансон», а не лауреата лит. премии «Ясная Поляна»: «...Чё-то подрежут, где-то чё-то отожмут, тиснут лоха, кинут фраера». И далее: «дешевые телки», «бабахнул в лоб», «убивали пэпэ- эсника», «шибко заквасил», «прошло бы как по нотам» и т. п. Правда, тут же срав ниваешь с эфиром упомянутого ТАУ, со общавшего рядовому местному жителю: «Сегодня на пересечении улиц Куйбыше ва и Луначарского бухой пилот “девятки” не сладил с вестибулярным аппаратом и намотал свое средство передвижения на столб». Цитируя, видимо, не без симпатий эту смачную речь, А. Иванов все же оце нивает ее как «пацанскую брутальность», для которой вполне обычно «над осужда емым — поржать». И в то же время скло нен оправдать, ибо она в пику «угодливо демократичному ТВ», а главное — потому что это «реальная уральская речь», суще ствующая в реальности, в жизни, которую специально никто не изобретал. Все это дискурсы достаточно не но вые в современной литературе. Можно сказать, мейнстримовские, употребляе мые «брэндовыми» 3. Прилепиным или М. Елизаровым, постмодернистами и не ореалистами, мелькают они, например, и у Е. Гришковца и даже у В. Маканина, позднего и неузнаваемого. Но А. Иванов все-таки редко концентрирует такую бру тальную лексику до критических состо яний «выпадения в осадок». Чаще он ее умело дозирует — для связки слов, под держания разговора и интереса читателя к этой довольно объемной книге. А рядом — совершенно трезвый, терминологиче ски строгий анализ события или явления, особенно богемного: «Многие професси ональные художники сразу почувствовали изобразительный потенциал наива... Об щество имело весьма инфантильные пред ставления о власти и бизнесе... И вообще жизнь строилась по архаическому, при митивному принципу: побеждал сильней ший». Может он быть и кратко-точным, несуесловным, например, в отзыве о по- эте-земляке Б. Рыжем: «Он и мыслил как поэт: не зарифмовывал опыт, не выдавал за стихотворение развернутую метафору, а ощущал событие как поэтическую фра зу». А может позволить себе и отклонения в метафоричность, давая такую оценку книжной графике В. Воловича: «Варяж ский хэви-металл страшных исландских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2