Сибирские огни, № 6, 2014
Владимир ЯРАНЦЕВ ВСЕГДА С НАМИ О к н и г е А л е к с е я И в а н о в а « Ё б у р г » Уж точно Ёбург явился писателю Алексею Иванову не в 2014 году. Он был с ним всегда, будь то «Общага-на-крови» или «Географ глобус пропил», перешаг нул в 2000-е — в «Сердце Пармы» и «Зо лото бунта», достиг недавних «Псоглав- цев» и «Комьюнити». Почему? Да пото му, что любит писатель вдохновляться описанием замкнутых сообществ, каких- то заповедных ареалов с хлесткими само названиями и особыми законами суще ствования. Жуткая «общага-на-крови» живет у него по законам «третьей прав ды», «от воли бога не зависящей»; «зон- деркоманда» 9-го «В» выполняет коман ды обаятельного «гауляйтера»-географа Служкина, похожего на бетономешалку: «крутить легко, а с места не сдвинешь — бетон»; деревня Калитино устроена по образу и подобию дьявольско-христиан ского Христофора-Псоглавца, хранящего «гнилую вечность» и «грибницу пога нок» ее жителей, где святые неотделимы от зэков и старообрядцев. Все это симптомы Ёбурга, его пред вестники и предшественники, прини мавшие разные личины и только сейчас вышедшие, наконец, из-за кулис крова во-авантюрных или готических сюжетов. Долго пришлось этому вроде бы полуре альному городу дожидаться своего слиш ком увлекающегося летописца, вволю на гулявшегося и по исторической югорской парме, и по торфяным карьерам фантасти ческого псоглавьего края, и по реальной реке Чусовой с ее окрестностями. Этот чусовской «message» почетного геогра фа и экскурсовода (см. «Географ глобус пропил») при описании Ёбурга писате лю тоже пригодился, и координаты этого промежуточного между Свердловском и Екатеринбургом города читатель себе постепенно уяснил. Это не просто «про межуточная стадия» «между советской и российской формациями», но куда более тонкие перегородки между рок-бандами и бандами «братков», предвыборными командами вечных соперников губерна тора и мэра, богемными сообществами маргиналов-художников, «снимающих из глуши» режиссеров и «школой Коляды» — драматургами, по-разному «монтиру ющими» свои пьесы «из фарса, идиотиз ма, гротеска и абсурда». В этом смысле А. Иванов тоже «драматург», монтиру ющий «пьесу» своего текста по какой-то своей «ё»-логике, мгновенно переходя от политики к экономике, искусству, крими налу и опять к политике. И так — циклами, слоями, витками — и катится «колесо обо зрения» этой книги. Так что она одновре менно и жестко монтируется, и вольно ка тится по канве то ли прихотливой летопи си, то ли добросовестной энциклопедии, а в итоге — какого-то устно-письменного жанра, который охватил и подавил собою всю нынешнюю массовую словесность, от коммерческой «брэндовой» (книжно магазинной) прозы до всевозможных ком пьютерных дискурсов, сводящихся в итоге к «livejoumal style». С другой стороны, IQ этого нарратива заставляет вспомнить о JT. Парфенове с его телепроектом «Намедни». Как и знамени тый НТВ-шник, А. Иванов, кажется, знает все о предмете своего повествования. Зна ет каждый дом и улицу в городе, рестора ны и магазины, каждого маргинального музыканта и художника, бандита и поли тика, неформала-бунтаря и «формала»- обывателя. Знает каждого в лицо и по имени, прочитал все газеты и рекламные предвыборные листки за период от «пере стройки» до раннего Путина, просмотрел все ТВ-передачи микроканалов МЖК и «пацански-брутального» ТАУ И. Шереме та, сходил на все выставки и ярмарки, от вернисажа на «Станции вольных почт» до «Минерал-шоу», прослушал все концерты групп от «Урфина Джюса» А. Пантыкина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2