Сибирские огни, № 6, 2014
сывает образы. Ельцина, Солженицына, Петра Первого узнают и так, а массовка никому не интересна. В начале девяностых россияне с удовольствием толпились около этих полотен, шесть метров в ширину, три в высоту, и искали знакомые лица. Сейчас поняли — это не искусство, дань времени, мейнстрим, шоу-бизнес, процесс зараба тывания денег. Про те картины забыли бы стро. Так же не старается и Иванов. Зачем выписывать каждую черту характера в кни ге, не в этом задача. «А в чем?» — спросит читатель. Читай предложением выше. Не поняли? Мейнстрим, шоу-бизнес, процесс зарабатывания денег... Забудут ли 574- страничный и 100 -новелльный «Ёбург» так же быстро, как полотна Глазунова площа дью 18 квадратных метров? Поживем — увидим. Шоу-бизнес живет по жестким пра вилам. Для шоу-бизнеса главным явля ется извлечение прибыли. Продюсеры, спонсоры, ротация, промоушен — вот не отъемлемые части этого процесса. Увы, просачиваются они и в литературу. Сегод ня раскрученный автор может и сам зара ботать, и продюсерам принести хорошие деньги. Если книга пишется в расчете на коммерческий успех, то должен быть кто- то, кто этот успех планирует. А возможно, и вкладывает в него свои средства. После прочтения «Ёбурга» начинает казаться, что таким инвестором-продюсером явля ется Антон Баков. Вот кто настоящий ге рой книги. Не самый известный в стране свердловчанин Ельцин, не скандальный Ройзман, сломавший вертикаль власти, не Шахрин с Бутусовым и уж тем более не художники Махотин и Букашкин. Главный герой книги — предприниматель Антон Баков. Впрочем, назвать его предпринима телем так же мелко, как назвать реку Урал ручейком. Иванов вспоминает Бакова в книге чаще всех, так часто, как только воз можно. При этом Иванов восхищается им, упиваясь его талантами. Вот эпитеты, ко торыми награждает автор Бакова: «финан совый престидижитатор», «суперстар “ли хих девяностых”», «дерзкий державный мифотворец», «демиург», «пассионарий», «ренессансная личность», «успешный бизнесмен», «генератор безумных идей», «неудержимый авантюрист», «хитрован», «политический акробат», «драйвер екате ринбургской политики», «многомудрый и коварный», «виртуоз самопиара», «по литический хулиган», «харизматик». И это лишь часть, на самом деле в книге их много больше. Ну и под конец произ ведения — совсем откровенно: «Баков — человек-оркестр, вошедший в десятку лучших политтехнологов». Не больше и не меньше. Читая эти восхваления в адрес безусловно талантливого человека (судьба свела меня с ним в 2007 году, мы вместе участвовали в выборах в депутаты Государственной думы от партии «Союз правых сил»), начинаешь невольно заду мываться, не решил ли господин Баков с помощью Иванова увековечить свое имя на бумаге. Вспоминается, что не так дав но у некоторых наших кинорежиссеров, стремящихся выжать деньги из всего, было принято в фильмах неявно реклами ровать (разумеется, за деньги) какой-ни будь продукт. Вот главный герой распе чатывает пачку сигарет и закуривает. На весь экран, чуть не на минуту, название бренда. Вот он разливает по бокалам ви ски. Камера задерживается на яркой эти кетке. Кажется, что Иванов этой самой яркой этикеткой, брендом видит в книге (читай: в истории города) Антона Бакова. Может быть, этот человек и был заказчи ком произведения с названием «Ёбург». Ведь нужно же оплачивать труд автора, его помощников. Почему не заплатить за литературный памятник себе, написан ный модным ныне писателем? Годы идут, время все стирает, а написанное остается на века. Впрочем, лучше героизировать Бакова, чем многочисленных свердлов ско-екатеринбургских бандитов. Подводя итоги прочитанному, можно с сожалением отметить, что «Ёбург» соз дан в спешке, словно под окрик торопяще го издателя, без должного уважения как к городу, так и к читателю. «Ёбург» — ком мерческий продукт, сделанный по сцена риям шоу-бизнеса, но не оправдывающий, на мой взгляд, ожиданий. В книге нет глу бины, любви к написанному. В книге нет элементарного старания. Жителям Екатеринбурга, пожалуй, покажется, что в книге нет и любви к го роду. Нечего любить. «Наркота. СПИД. Паленая водка. Пирамиды. Тоталитарные секты. Игровые автоматы. Сетевой мар кетинг. Уличный беспредел. Безработица. Безденежье. Продажные депутаты. Про дажные чиновники. Продажные менты. Продажные судьи. Железные решетки на окнах. Железные двери квартир и подъ ездов». Вот такой он, «Ёбург» Иванова. Шоу-проекты создаются не для любви. Для денег. А тут уж все способы хороши. Некого любить! Разве только самого себя. Сами-то писатели, понятное дело, хоро шие. Пишут себе и пишут, ради искусства, а не ради славы или бабла...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2