Сибирские огни, № 6, 2014

сывает образы. Ельцина, Солженицына, Петра Первого узнают и так, а массовка никому не интересна. В начале девяностых россияне с удовольствием толпились около этих полотен, шесть метров в ширину, три в высоту, и искали знакомые лица. Сейчас поняли — это не искусство, дань времени, мейнстрим, шоу-бизнес, процесс зараба­ тывания денег. Про те картины забыли бы­ стро. Так же не старается и Иванов. Зачем выписывать каждую черту характера в кни­ ге, не в этом задача. «А в чем?» — спросит читатель. Читай предложением выше. Не поняли? Мейнстрим, шоу-бизнес, процесс зарабатывания денег... Забудут ли 574- страничный и 100 -новелльный «Ёбург» так же быстро, как полотна Глазунова площа­ дью 18 квадратных метров? Поживем — увидим. Шоу-бизнес живет по жестким пра­ вилам. Для шоу-бизнеса главным явля­ ется извлечение прибыли. Продюсеры, спонсоры, ротация, промоушен — вот не­ отъемлемые части этого процесса. Увы, просачиваются они и в литературу. Сегод­ ня раскрученный автор может и сам зара­ ботать, и продюсерам принести хорошие деньги. Если книга пишется в расчете на коммерческий успех, то должен быть кто- то, кто этот успех планирует. А возможно, и вкладывает в него свои средства. После прочтения «Ёбурга» начинает казаться, что таким инвестором-продюсером явля­ ется Антон Баков. Вот кто настоящий ге­ рой книги. Не самый известный в стране свердловчанин Ельцин, не скандальный Ройзман, сломавший вертикаль власти, не Шахрин с Бутусовым и уж тем более не художники Махотин и Букашкин. Главный герой книги — предприниматель Антон Баков. Впрочем, назвать его предпринима­ телем так же мелко, как назвать реку Урал ручейком. Иванов вспоминает Бакова в книге чаще всех, так часто, как только воз­ можно. При этом Иванов восхищается им, упиваясь его талантами. Вот эпитеты, ко­ торыми награждает автор Бакова: «финан­ совый престидижитатор», «суперстар “ли­ хих девяностых”», «дерзкий державный мифотворец», «демиург», «пассионарий», «ренессансная личность», «успешный бизнесмен», «генератор безумных идей», «неудержимый авантюрист», «хитрован», «политический акробат», «драйвер екате­ ринбургской политики», «многомудрый и коварный», «виртуоз самопиара», «по­ литический хулиган», «харизматик». И это лишь часть, на самом деле в книге их много больше. Ну и под конец произ­ ведения — совсем откровенно: «Баков — человек-оркестр, вошедший в десятку лучших политтехнологов». Не больше и не меньше. Читая эти восхваления в адрес безусловно талантливого человека (судьба свела меня с ним в 2007 году, мы вместе участвовали в выборах в депутаты Государственной думы от партии «Союз правых сил»), начинаешь невольно заду­ мываться, не решил ли господин Баков с помощью Иванова увековечить свое имя на бумаге. Вспоминается, что не так дав­ но у некоторых наших кинорежиссеров, стремящихся выжать деньги из всего, было принято в фильмах неявно реклами­ ровать (разумеется, за деньги) какой-ни­ будь продукт. Вот главный герой распе­ чатывает пачку сигарет и закуривает. На весь экран, чуть не на минуту, название бренда. Вот он разливает по бокалам ви­ ски. Камера задерживается на яркой эти­ кетке. Кажется, что Иванов этой самой яркой этикеткой, брендом видит в книге (читай: в истории города) Антона Бакова. Может быть, этот человек и был заказчи­ ком произведения с названием «Ёбург». Ведь нужно же оплачивать труд автора, его помощников. Почему не заплатить за литературный памятник себе, написан­ ный модным ныне писателем? Годы идут, время все стирает, а написанное остается на века. Впрочем, лучше героизировать Бакова, чем многочисленных свердлов­ ско-екатеринбургских бандитов. Подводя итоги прочитанному, можно с сожалением отметить, что «Ёбург» соз­ дан в спешке, словно под окрик торопяще­ го издателя, без должного уважения как к городу, так и к читателю. «Ёбург» — ком­ мерческий продукт, сделанный по сцена­ риям шоу-бизнеса, но не оправдывающий, на мой взгляд, ожиданий. В книге нет глу­ бины, любви к написанному. В книге нет элементарного старания. Жителям Екатеринбурга, пожалуй, покажется, что в книге нет и любви к го­ роду. Нечего любить. «Наркота. СПИД. Паленая водка. Пирамиды. Тоталитарные секты. Игровые автоматы. Сетевой мар­ кетинг. Уличный беспредел. Безработица. Безденежье. Продажные депутаты. Про­ дажные чиновники. Продажные менты. Продажные судьи. Железные решетки на окнах. Железные двери квартир и подъ­ ездов». Вот такой он, «Ёбург» Иванова. Шоу-проекты создаются не для любви. Для денег. А тут уж все способы хороши. Некого любить! Разве только самого себя. Сами-то писатели, понятное дело, хоро­ шие. Пишут себе и пишут, ради искусства, а не ради славы или бабла...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2