Сибирские огни, № 6, 2014
Простая, банальная, хотя страшная и горькая история. Увы, таких трагедий в России в каждом городе ежегодно случает ся не один десяток. Чем привлекла она Ива нова — не понятно. Разве что до ста новелл не дотягивал. Набирал требуемый объем! Историю эту можно прочитать в Интернете на многочисленных екатеринбургских сай тах. Она изложена в подробностях, красоч но и точно. Чтобы вживить ее в книгу, нуж но лишь произвести несколько действий на компьютере. Выделить, копировать, вставить. Я уже об этом писал. Конечно конечно, немного редакторской обработки. Все же Иванов пишет книгу, а не сборник скачанных из Интернета статей. Нет, нельзя сказать, что в книге все совсем плохо. Иванову бесспорно удалось ярко и сочно живописать близких ему по духу и по профессии людей — поэта Бори са Рыжего, того же Виктора Махотина, дру гих художников — Мишу Брусиловского и Виталия Воловича, драматурга Николая Коляду. Особенно ярок у Иванова образ Старика Букашкина, екатеринбургского художника, галериста, анархиста и про сто идола местного андеграунда. Вообще, людям творческих профессий в книге уде ляется много внимания. Почти столько же, сколько и бандитам. Иванов по-доброму рассказывает про удивительную деревню Волыны, где поселились десятки худож ников. «Жили по-человечески, ходили в гости и на этюды, спорили обо всем, рисо вали друг друга с женами и детьми, рисо вали окрестные леса и мохнатые травяные поляны, кряжистые скалы на Чусовой и местного кота Матвея». С болью пишет он о детском писателе Владиславе Крапиви не, создавшем детский клуб «Каравелла», тащившем на себе всю воспитательную работу, обучившем морскому делу тыся чи мальчишек и на каком-то этапе жизни ставшем не нужным городу. А вот о своей коллеге Ольге Славниковой, одной из са мых талантливых писательниц современ ности, Иванов говорит с каким-то замет ным раздражением. Может, это ревность, — приходит на секунду мысль. Но я гоню ее от себя прочь. Впрочем, буквально че рез несколько страниц, рассказывая чита телям об удивительном феномене другой писательницы, Ирины Денежкиной, сту дентки третьего курса журфака Уральско го университета, которая «писала новеллы неопределенного евроформата, вроде как истории о подростках и молодежи, а на са мом деле — никакую прозу ни о чем», но веллы, попавшие в шорт-лист литератур ной премии «Национальный бестселлер», Иванов сам объясняет свое отношение к коллегам по перу, добившимся литератур ных вершин. «Престижная литпремия — скорее производное от моды, чем от лите ратуры, и главное тут — соответствовать мейнстриму». Вот так — не больше и не меньше. Правильно — был ли велик писа тель, решать не нам, а потомкам. И все же ревность в книге проскальзывает, когда он повествует об успехах Денежкиной. «Кри тики уже не знали, как ещё её похвалить: она и Франсуаза Саган из Екатеринбурга, и голос поколения, и новая Земфира, и Гамлет из Гарлема. У неё “сильная зелё ная вегетация”, “русалочья ирония”, шарм дикарки, томление и снобизм тинейджера (хотя мадемуазель уже не была отрокови цей), “юношеская телесность”, буколика, андрогинность, неподдельность и наивное мировосприятие. В её текстах нашли ис кусство композиции, простоту, чистоту, свежесть, “взгляд изнутри”, пластику, пси хологическую точность диалога, какой-то “саундтрек” и “утопический язык”». Да-да, некоторые критики много чего находят хорошего даже в посредственных текстах. Такая у них роль — соответство вать мейнстриму. А разве все, что сегодня пишут они про Иванова — это действи тельно правда? На мой взгляд, не всегда. Порой это дань моде, посильное участие в создании литературной звезды. У каждо го своя роль в литературном шоу-бизнесе. Роли разные. Каждый должен отработать вложенные в него деньги. Цель одна — продать! Продать книгу. Потом другую книгу, потом продать книгу, написанную уже по заказу, потому что первые две кни ги продались хорошо и с третьей будет приличный куш, и тут не важно качество, важна фамилия, а потом уж и саму фами лию можно продавать, а дальше и самого писателя. Удачно позиционированное имя превращается в бренд. А чем больше сил и денег в бренд вкладывается, тем он доро же. Жаль, бренд писателя нельзя акциони ровать и выйти с ним на рынок ценных бу маг. Впрочем, возможно, что когда-нибудь найдется новый Сорос, который сумеет сделать и это. Сколько будет стоить бренд «Алексей Иванов»? Покажет время. Книга Алексея Иванова напомнила мне чем-то крайне модного одно время художника Илью Глазунова. Кто-то, навер ное, вспомнит его масштабные полотна, где нагромождены были десятки как уз наваемых, так и совсем неизвестных лиц. Так и «Ёбург» — словно картина Глазуно ва, сборище известных и не очень персон. Глазунов не слишком старательно выпи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2