Сибирские огни, № 6, 2014

щей из семи новелл, лишь две посвящены криминалу, а остальные вполне вроде при­ личным людям. Впрочем, переживать не нужно, ще­ драя рука автора разбрасывает бандитские истории по всей книге! По ощущениям, не меньше четверти книги о преступниках, отморозках, ворах в законе. В деталях, подробно. Что это? Дань моде? Восхище­ ние? Прием, используемый для повыше­ ния привлекательности книги?.. «16 июня 1991 года вечером у себя дома он (Григорий Цыганов, бандит. — А. К.) вышел на кухню в майке, в спортив­ ных штанах и шлепанцах — и киллер вы­ стрелил по нему через окно...» «26 октября в 10 часов утра Олег Вьюгин (бандит. — А. К.) с тремя телох­ ранителями вышел из подъезда. Киллеры выскочили из “Москвича” и сразу ударили из автоматов...» «19 августа 1998 года Владимир Ле­ бедев (лидер екатеринбургских афганцев. — А. К.) вышел во двор своего дома № 23 по улице Красносельской. Сзади беззвуч­ но приблизился парень в бейсболке, под­ нял руку с пистолетом и дважды выстре­ лил Лебедеву в затылок...» «Днем 13 февраля 2004 года Кучин (бандит. — А. К.) вышел из подъезда соб­ ственного особняка на улице Волгоград­ ской и включил на прогрев двигатель “бу- мера”. В это время мимо пронеслась “де­ вятка”, а из ее открытого окошка грянула автоматная очередь...» Таких вот «литературно выверенных» абзацев — вышел-убили — в книге много. Бандиты люди простые, зачем писать о них сложно. Это же не роман Агаты Кристи. Кстати, если минуты две покопаться в Интернете, можно выйти на сайт, где опи­ сываются все заказные убийства в Екате­ ринбурге. С именами, фамилиями, датами, минутами. Вышел во столько-то, стреляли из такого-то оружия. Дальше дело техники. Выделить, скопировать, вставить. Не хо­ чется верить, что Иванов писал именно так. Чем глубже продвигаешься в чтении книги, тем большую бессмысленность ощущаешь в делении ее на главы. Все чаще и чаще посещает мысль об абсолют­ но искусственном разбиении. Как когда-то Африка, расчерченная колонизаторами на страны с помощью карандаша и линейки, так на «глазок» кажется поделенной с по­ мощью калькулятора и книга. Четырнад­ цать глав, в каждой по семь новелл... итого девяносто восемь, плюс пролог и эпилог. Итого сто, ровно сто, так красиво для ли­ тературного шоу-бизнеса. Да и главы сами нарезаны ровненько, унифицированы под масштаб, словно кто-то невидимый за спи­ ной говорил пишущему — в каждой главе должно быть вот столько-то тысяч знаков. Так и стоят они рядом друг с другом, од­ ного роста, размера, веса, словно солдаты в кремлевском полку, — 37 страниц, 38,41, снова 37, снова 41,40... Кто же выстраивал вас под один шаблон, милые? Почему, кстати, сто? Сто новелл. Сто историй. Почему не восемьдесят четыре? Не сто пятнадцать? Ответ напрашивается сам собой. Число «100» лучше презенту­ ется и лучше продается. Его можно ста­ вить на обложку, вывешивать на афишах, вспоминать в анонсах, объявлять на пресс- конференциях. Сто — это сто. Звучит. Как и положено в шоу-бизнесе. Если продюсер говорит, что должно быть сто, значит, надо стараться. Вот Иванов и старается. Впро­ чем, забывая при этом о литературе в ис­ конном понимании этого слова. Шоу-биз- несу подчинен и выбор названия. Скажите честно, кого привлекло бы название — «Екатеринбург»? Или — «Свердловск»? Или «Как Свердловск стал Екатеринбур­ гом»? Ответ очевиден... А «Ёбург» — со­ всем другое дело! Читая книгу, невольно задерживаешь­ ся на главе с заголовком «Парни из нашего города». Очевидно, что в ней должна идти речь о наиболее ярких людях, родившихся, живущих здесь, оставивших след в истории города. Не о праздной тусовке, не о селе- брити, не о номенклатуре. О тех, кто достиг высот благодаря своему таланту, божьей искре, трудолюбию. О лучших, о легендах. Кто они, эти парни? Кто эти семь (мы пом­ ним, что в каждой главе ровно семь исто­ рий) великих? Первая новелла о Ройзмане, нынешнем мэре города, выигравшем выбо­ ры вопреки всему, вопреки логике, о чело­ веке, сломавшем вертикаль власти. Вторая о прежнем мэре, Чернецком, возглавляв­ шем город на протяжении пятнадцати лет. Третья о режиссере Алексее Федорчен- ко. сохранившем в «лихие девяностые» Свердловскую киностудию. Четвертая — о владельце концерна «Калина» Тимуре Го­ ряеве и его знаменитых «Бархатных руч­ ках». «Черном жемчуге», «Чистой линии». Шестая — о барде Александре Новикове. Седьмая — об Эрнсте Неизвестном, самом известном (sorry за каламбур) российском скульпторе. Почему я пропустил пятую новеллу? Да нет, не пропустил. Она опять о бандитах. О криминальном авторитете Хабарове и организованной им преступной группировке «Уралмаш». Вот такие вот они, парни из нашего города. Лучшие из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2