Сибирские огни, № 6, 2014

КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Александр КОТЮСОВ ЁБУРГ. КОМИКСЫ О СТОЛИЦЕ УРАЛА Ил и и с т о р и я о д н о г о го п р о е з д о м из С в е р д л о в е Надо сразу предупредить читателя, скользящего ищущим взглядом по пол­ кам в книжном магазине в поиске чего-то свежего, нечитанного еще — о! Иванов! Алексей! тот самый! который про геогра­ фа написал! там, где Хабенский в главной роли! — предупредить публику, скучаю­ щую по замысловатым художественным сюжетам, игре слов, буйству фантазии или, напротив, по спокойному течению литературной авторской мысли: «Ёбург» — не роман. «Сто новелл о Екатеринбур­ ге на сломе истории, сто новелл о ярост­ ной борьбе: сюжеты о реальных людях, которые не сдавались обстоятельствам и упрямо строили будущее. Хитромудрые политики, бизнесмены-идеалисты, без­ башенные художники и поэты, стойкие гражданские лидеры, даже благородные бандиты», — так презентует книгу автор, размещая свой анонс на обложке. К ней, красной, пылающей огнем (с гитарой и автоматом), так и тянется рука. «Ёбург» — не роман, не повесть и не сборник рас­ сказов. «Ёбург» — сто сваленных в одну кучу (фу, как грубо! спокойно, я объяс­ ню все ниже, это всего лишь мое личное мнение) под общим названием (вот так нарекли жители свой город) документаль­ ных статей о Свердловске-Екатеринбурге. Их объединяет время: конец 80-х годов прошлого века, «лихие девяностые» — и до сегодняшних дней. «Ёбург» — беглая (поверхностная, скорая) попытка на 574 страницах с черно-белыми небольшими картинками-фотографиями рассказать о жизни города в эти годы. Есть такое явление — комиксы. Нет, речь не про высокое творчество Херлуфа Бидструпа или Кукрыниксов. Когда-то, >о д а , н а п и с а н н а я а в Е к а т е р и н б у р г наверно, умные люди придумали их для детей как развивающую игру. Смотришь на меняющиеся одна за другой картинки с разворачивающимся сюжетом — и словно читаешь книжку. Комиксы — своего рода литературный жанр, манера подачи матери­ ала. От детей они перекочевали к взрослым — другие умные люди нашли в комиксах коммерческий элемент и развернули их в сторону студентов и школьников. Что тре­ буется от учащихся на уроках литературы? Прежде всего — знание материала. О чем произведение Толстого «Война и мир»? Кто-то прочтет роман от корки до корки, восхищаясь мастерством автора. Другим достаточно изложения. Например, в виде комиксов. Вот Наташа Ростова на балу, вот Пьер Безухов в очках, вот война, вот мир. Все просто, ясно, натурно, разложено по составным частям. Не надо целый ме­ сяц, мучаясь, читать многосотстраничный оригинал, достаточно полистать заботливо подготовленные комиксы полчаса перед те­ левизором — и содержание романа в целом понятно. На уроке, если спросит препода­ ватель — о чем там? — гарантированная тройка, а если повезет, можно получить и четыре. Говорят, многие романы нынче «переведены» в комиксы. «Ёбург» тот же комикс. Комикс о горо­ де. Только картинки нарисованы не каран­ дашом, а словом. Легковесно, поверхност­ но, не погружаясь в материал. Пересказ 20-летнего периода жизни Свердловска- Екатеринбурга. Возможность для любого, кто прочтет и кто никогда в городе не был, сказать: да, знаю, читал — там расстреля­ ли царскую семью, начинал свой путь к политическим вершинам Ельцин, там ро­ дились несколько классных рок-групп...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2