Сибирские огни, № 6, 2014
ЛИДИЯ АНАНЬЕВА. НАПОМИНАНИЕ О НЕДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ листического Труда». В пригородах, небольших городах и в сельских крестьян ских подворьях скот держать запретили. В 1959 году начались открытые гонения на крестьянские хозяйства, начался откровенный разгром крестьян в деревне. Колхозников, селян изгнали с рынков, их места на базарах прочно заняли пере купщики. Продукты сельского хозяйства значительно подорожали. Наступила долгая, студёная, изнурительная зима. Грубые корма быстро закончились, кор мили скот в основном кукурузным силосом. В примитивных скотных дворах телята, отобранные у населения, ютились в тесноте, темноте, сырости и холоде. От кукурузного силоса у несчастных бычков и тёлочек начались поносы, кото рые привели к массовому падежу. Издыхающих животных срочно забивали. В городских продуктовых магазинах в продаже появились чёрные кости, какой-то грязно-коричневый субстрат, условно называемый мясом. В некоторых колхозах руководство обратилось к колхозникам с просьбой взять на содержание хотя бы по одной скотине до весенних выпасов. Но никто на этот призыв не откликнулся — не было корма. Поголовье крупного рогатого скота сходило на нет. Остро не хватало рабочих рук. Начался очередной массовый исход крестьян из деревни — уходили по оргнаборам, на лесоповал, на шахты, на строительство железных дорог, завербовывались на далёкие рыбные промыслы. Молодёжь после оконча ния школы уезжала на учёбу — в техникумах, институтах теперь уже платили стипендию, предоставляли общежитие. Обжитые места люди покидали с глубо кой грустью, но без сожаления. Да и жалеть было не о чем. Сельское хозяйство нашей страны постиг такой сокрушительный удар, оправиться от которого оно уже не смогло, несмотря на все дальнейшие реформы. Теперь уже стали агитировать оставшихся колхозников и жителей села брать на откорм несколько голов свиней, телят, с тем, чтобы потом сдать государству выращенное мясо. Но эта инициатива отклика не нашла. Пастбища, покосные угодья были распаханы, комбикорма не производились, выкармливать скот было нечем. А города строились, строились заводы, нужны были рабочие руки, откры вались профтехучилища, им не было числа, так их было много. В сёла один за другим приезжали гонцы — представители профтехучилищ, агитируя молодёжь поступать в их учебные заведения. Молодое сельское население активно пере биралось в город. Поступали на всевозможные курсы, в техникумы, институты. Селяне поняли, что жить в городе приятно и легко, гораздо проще и комфортнее, чем в деревне. Нормированный рабочий день, ежемесячно платят зарплату, дают квартиры. Школы, больницы, детские сады, кинотеатры, дешёвый, почти бес платный транспорт, нормированная рабочая неделя с обязательным выходным, и — о, чудо! — раз в год оплачиваемый отпуск и гарантированная пенсия по старости. И еще армия — как избавление. В армию сельские парни шли охотно. Сельские жители всегда были законопослушными гражданами. Тогда не было понятия «откосить от армии». Армия — как путь в другую жизнь. И ничего, что служить три или четыре года, можно потерпеть, зато потом ты уже не кре постной. Каждому демобилизованному из рядов Советской Армии выдавался паспорт. Теперь бывший колхозный парень мог сам выбирать свою судьбу, в кол хоз можно было не возвращаться. Зачастую за время службы ребята получали нужную гражданскую профессию. Н. С. Хрущёв громко пообещал приблизить деревню к городу по комфортности проживания, но об этом очень скоро напрочь забыли, и в последующие годы никогда, ни при каких обстоятельствах этот по сул не вспоминался. В результате оказалось, что деревня стихийно переселилась в город, сёла стали быстрыми темпами исчезать. Стала исчезать и неповторимая русская культура, которая бережно сохранялась в российской деревне. Города- монстры поглотили сельское население, исконного носителя нашей националь ной культуры, ничего не предложив взамен. Люди бросали свои дома, сёла пу стели, как во время чумы. Возделывать распаханные целинные земли оказалось некому. Земля обезлюдела, поля заросли травой. В колхозах, совхозах в связи с хронической нехваткой рабочих рук появи лись, как грибы из-под земли, «шабашники» — так в народе называли бродячие строительные коллективы. Из каких специалистов они состояли, было неизвест но. Такие строители-кочевники нанимались колхозами и совхозами для строи- 1^0 тельства коровников, телятников, кошар и других помещений для содержания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2