Сибирские огни, № 6, 2014
АДРИАН ТОПОРОВ. ИЗ ВОСПОМИНАНИИ люди. Они и должны учить комсомол. Не дали девкам никаких директив, они и удавились. В рассказе ясно сказано, что девицы только узнали об американских барышнях, а об Ленине — ничего! Вот и всё. Они не виноваты. Что им дали? Комсомол у нас, как дитё у плохой матери... Понятность рассказа хорошая. Толпа людей на похоронах видна, но грима сы их не видны. Может или не может Курс обрисовывать точно каждое лицо в рассказе — не знаю. Но пущай актами пишет. Хороший акт потрясает больше, чем какое-либо художество. В рассказе идет устрашительная у сердца. Сразу ошибает он. Девицкай организм совсем не приправлен к физическим, столяр ным и токарным делам. По себе понять можно. Природа влияет на половое дело. Не всё — всем. Есть женщина и есть мужчина. Для мужчины — слесарный станок, для женщи ны — текстильный. Конечно, не скажешь, какие у описанных людей брови, глаза, волосы, а будешь видеть, что люди в шинелях и с портфелями. Но этот рассказ хорошо поймет лишь политически настроенный человек. А прочти его промежду ста рых крестьян, впечатление будет, жалковать о девках будут, но политического понятия не приложат... Хочу еще сказать насчет писне и прочего. Молодые девичьи умы загородили актрисами, романами, очками, писне, роскошью, часиками на руке. Девицы и вообще женская половина имеют стремление пожить на легкой ваканции, чтобы всё им скорым темпом явилось, как будто по щучьему веленью... Жизнь их была буйная, молодая. Хотели достать, а не могли. Умом содейство вать не могли, а мечтания у них были мещанского уклона. У девиц были крепкие души, сердца автоматические такие, что не побоялись смерти. Гляди-ка!.. Физические кости и вообще нерва женщины не соответствуют тяжелому физическому труду. Умоспособность женщины не равна мужской. Я за равно правие, а умоспособность женщины не такая, как у мужчины... Теперь девки стали носить бессовестные платья, об американских костю мах мечтают, а не знают о рабах Индонезии... ТИТОВ С. П. По-моему девицы взяли себе обратные желания, совсем ненужные. Они не виноваты. С себя пример возьму. Позапрошлый год у меня было много стрем лений, хотелось их выполнить, но обстоятельства не давали. Такое у меня было настроение, что так бы казусом и кончил! Ну, теперь рассудил здраво. Из-за не красивой жизни давиться не стоило. Я вполне согласен с письмом парня в конце рассказа. Парень говорит: жизнь во всем ее красивом наряде никто нам не даст. Надо положить собственный труд, чтобы ее получить. Я нынче зимой ныл. Иной раз учение на ум не шло. Стонал, вздыхал, всё было противно. И по этому поводу писал упадочные стихи. Но в конце концов увидел: сколько ни ной, сколько ни дребезжи — никто не поможет. Решил — сам с корнями вырву это настроение. Теперь такое правило взял: мне в морду — и я в морду. Понял я: нечего ныть, а что сработаешь, то твое. Рассказ говорит молодежи: не ной, работай! Если хочешь красивую жизнь, строй ее. По-моему, так и надо. Этим-то рассказ и дорог. Жалко погибших девиц только из-за того, что они стремились к красоте, а есть такие рылы, которые знают одно что-нибудь, карьеру, что ли, или другое, а не касаются всей жизни... Для меня в рассказе ничего непонятного нет. Философские речи слесаря — часть их — могут не понять в деревне. В глухой деревне весь рассказ без объ яснений поймут неточно. Политического смысла не осилят. ЗАЙЦЕВА А. А. Полагаю, что если много будет таких мечтательниц, как героини рассказа «Американский костюм», если будет много искательниц американских костю мов, то может и появиться мода у молодежи, давиться так же «красиво», как девицы в рассказе. Теперь слово о причине самоубийства... Причины -— сытость, безделье и душевная пустота. Девицы не могли себе найти никакой полезной работы, по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2