Сибирские огни, № 6, 2014

АДРИАН ТОПОРОВ. ИЗ ВОСПОМИНАНИИ люди. Они и должны учить комсомол. Не дали девкам никаких директив, они и удавились. В рассказе ясно сказано, что девицы только узнали об американских барышнях, а об Ленине — ничего! Вот и всё. Они не виноваты. Что им дали? Комсомол у нас, как дитё у плохой матери... Понятность рассказа хорошая. Толпа людей на похоронах видна, но грима­ сы их не видны. Может или не может Курс обрисовывать точно каждое лицо в рассказе — не знаю. Но пущай актами пишет. Хороший акт потрясает больше, чем какое-либо художество. В рассказе идет устрашительная у сердца. Сразу ошибает он. Девицкай организм совсем не приправлен к физическим, столяр­ ным и токарным делам. По себе понять можно. Природа влияет на половое дело. Не всё — всем. Есть женщина и есть мужчина. Для мужчины — слесарный станок, для женщи­ ны — текстильный. Конечно, не скажешь, какие у описанных людей брови, глаза, волосы, а будешь видеть, что люди в шинелях и с портфелями. Но этот рассказ хорошо поймет лишь политически настроенный человек. А прочти его промежду ста­ рых крестьян, впечатление будет, жалковать о девках будут, но политического понятия не приложат... Хочу еще сказать насчет писне и прочего. Молодые девичьи умы загородили актрисами, романами, очками, писне, роскошью, часиками на руке. Девицы и вообще женская половина имеют стремление пожить на легкой ваканции, чтобы всё им скорым темпом явилось, как будто по щучьему веленью... Жизнь их была буйная, молодая. Хотели достать, а не могли. Умом содейство­ вать не могли, а мечтания у них были мещанского уклона. У девиц были крепкие души, сердца автоматические такие, что не побоялись смерти. Гляди-ка!.. Физические кости и вообще нерва женщины не соответствуют тяжелому физическому труду. Умоспособность женщины не равна мужской. Я за равно­ правие, а умоспособность женщины не такая, как у мужчины... Теперь девки стали носить бессовестные платья, об американских костю­ мах мечтают, а не знают о рабах Индонезии... ТИТОВ С. П. По-моему девицы взяли себе обратные желания, совсем ненужные. Они не виноваты. С себя пример возьму. Позапрошлый год у меня было много стрем­ лений, хотелось их выполнить, но обстоятельства не давали. Такое у меня было настроение, что так бы казусом и кончил! Ну, теперь рассудил здраво. Из-за не­ красивой жизни давиться не стоило. Я вполне согласен с письмом парня в конце рассказа. Парень говорит: жизнь во всем ее красивом наряде никто нам не даст. Надо положить собственный труд, чтобы ее получить. Я нынче зимой ныл. Иной раз учение на ум не шло. Стонал, вздыхал, всё было противно. И по этому поводу писал упадочные стихи. Но в конце концов увидел: сколько ни ной, сколько ни дребезжи — никто не поможет. Решил — сам с корнями вырву это настроение. Теперь такое правило взял: мне в морду — и я в морду. Понял я: нечего ныть, а что сработаешь, то твое. Рассказ говорит молодежи: не ной, работай! Если хочешь красивую жизнь, строй ее. По-моему, так и надо. Этим-то рассказ и дорог. Жалко погибших девиц только из-за того, что они стремились к красоте, а есть такие рылы, которые знают одно что-нибудь, карьеру, что ли, или другое, а не касаются всей жизни... Для меня в рассказе ничего непонятного нет. Философские речи слесаря — часть их — могут не понять в деревне. В глухой деревне весь рассказ без объ­ яснений поймут неточно. Политического смысла не осилят. ЗАЙЦЕВА А. А. Полагаю, что если много будет таких мечтательниц, как героини рассказа «Американский костюм», если будет много искательниц американских костю­ мов, то может и появиться мода у молодежи, давиться так же «красиво», как девицы в рассказе. Теперь слово о причине самоубийства... Причины -— сытость, безделье и душевная пустота. Девицы не могли себе найти никакой полезной работы, по­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2