Сибирские огни, № 6, 2014
зеев, клубов, концертов, театров, выставок, лекций, диспутов? Потому что мы все ещё болтаем о культурной революции, а организовать досуга молоде жи всё ещё не умеем. И это — в Ленинграде!.. Так вот как раз в коммуне «Майское утро» О. Бар мог, если бы захотел, — найти маленькие всходы культурного посева. Там успешно организован до суг коммунаров — от старого до малого. Почти без пропуска — каждый вечер собираются коммунары в школу и там проводят часы досуга. Там им читают вслух газеты и поясняют ново сти. Там читают статьи из агрономических и кооперативных журналов. А после этого каждый раз читается что-нибудь из художественной литера туры — русской и иностранной, современной или старой. А после прочтения коммунары начинают критический разбор прочитанного. Все их суждения записываются Топоровым. Записи опубликованы уже в «Сибирских огнях». ...Коммунары перечитали — точнее — переслушали всех классиков рус ской и отчасти мировой литературы. Даже девочка 12 лет слышала имена Ибсена и Гейне. Так проходят часы досуга в коммуне. Из молодёжи Топоров организовал струнный оркестр. Пусть не симфо нический, но все же оркестр, играющий по нотам и простые народные песни, и кое-что из более серьёзной музыки. Много ли у нас в деревнях оркестров? Он же организовал драматический кружок, который обслуживает ком муну и ближайшее окрестное население. В репертуаре — классики и совре менный революционный репертуар. Хотите посмотреть «Любовь Яровую» в крестьянском исполнении — поезжайте в коммуну «Майское утро». Это ещё не культурная революция, но это уже маленькие для неё предпо сылки. Во всяком случае — тут не слышно и не видно признаков хулиганства, бандитизма, дикого пьянства, бессмысленного озорства от нечего делать. По постановке культурной работы коммуна «Майское утро» признана первой в округе. И в этом заслуга Топорова, создавшего при поддержке более активных коммунаров культурный уголок. Ничего этого не заметил О. Бар. Нечего и говорить, что он не заметш и селькоровской работы Топорова, сотрудника «Красного Алтая», «Советской Сибири» и других изданий. Не заметил он выдающейся общественно-педаго- гической работы Топорова, расширившейся до краевого масштаба. Мерещится О. Бару «гидра» — и шабаш. Взобрался он, на манер Георгия Победоносца, на коня и целится пером в глаз гидре. И стал наш «Победо носец» героем (или жертвой) печальнейшего недоразумения. Шёл в комнату — попал в другую. Заехал в лучшую коммуну округа с наилучше поставленной культурной работой, с энергичньш учителем-общественником. Померещи лось ему совсем другое... Нет, надобно же так изловчиться! Не заметить того, чем может гор диться коммуна, и подробно описать то, чего не было. А следовало бы поделикатнее обходиться с первыми ростками культуры в сибирской деревне, не топтать их сапожищами, как попало. Не в томразделение труда, чтобы Топоров строил семь лет, а О. Бар в один час разрушил созданное. Хорошо, что всё обошлось более или менее благополучно, и «Советская Сибирь» теперь развеяла вымыслы О. Бара. Могло быть и хуже... СЕЕВ. Копию статьи «Барнаульская гидра» недавно, по моей просьбе, прислал мне Алтайский краевой госархив, «СЕЕВ» — это от «АЛЕКСЕЕВ» — преж него псевдонима Льва Семеновича Сосновского, как объяснил он мне сам... О. Бар капитулировал, но слетевшее с его пера словцо «топоровщина» пошло гулять по всесоюзной печати как синоним крайней реакционности в литературе. Оно фигурировало даже в «Сибирской советской энциклопедии»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2