Сибирские огни, № 6, 2014
В начале 1928 года в Новосибирске закипали бои между талантливыми советскими писателями с одной стороны и ультралевыми литературными ком прачикосами — с другой. В столице Сибири набирал силу Александр Курс, прожжённая бестия, беспринципный авантюрист, но не бесталанный журна лист. Он втёрся в фавориты к секретарю крайкома С. И. Сырцову и нахрапом лез в литературные генералы. А. Курс организовал свою литературную груп пу «Настоящее», которая провозгласила сумасбродный девиз: «Искусство — опиум для народа». Начал выходить и журнал «Настоящее», редакция которо го гордо заявила, что подлинная литература — литература факта. Все прочие жанры, по её мнению, — вредны. Опираясь на забияшных юнцов А. Панкрушина, О. Барабаша и других крикунов, А. Курс и открыл поход против В. Я. Зазубрина и «Сибирских ог ней», обвиняя их в контрреволюционном уклоне. Проживая в далёкой деревне, я и сном-духом не ведал, о чем «гремели столичные витии», какие каверзы готовили они В. Я. Зазубрину и «Сибирским огням». Посмотрев мои очерки в № 6 «Сибирских огней», А. Курс немедлен но прислал мне панегирик о них и просил дать ему для «Настоящего» такой же фактический материал, так как он-де точно соответствовал задачам этого журнала. В простоте душевной я рассуждал так: «Сибирские огни» и «Настоящее» — советские издания. Их редактируют коммунисты, члены одной и той же партии, идейные братья. У меня заготовлен ворох крестьянских отзывов о ху дожественных сочинениях. Его хватит на 5-10 журналов. Пошлю стопку от зывов и «Настоящему». Пусть печатают. Узнав об оригинальном опыте, редакции центральных журналов тоже просили у меня отзывы. Я неожиданно оказался в положении богатой неве сты, к которой враз накатило много выгодных женихов, и она не знала, кому же отдать руку. Но «Сибирские огни» — моя первая любовь. Изменить ей я не мог. Однако подбирал я отзывы и для «Настоящего». Но, обременённый теку щими служебными делами, я не смог быстро отослать очерки по назначению. А тем временем вышел в свет № 1 «Сибирских огней» за 1928 год. И случись же такой грех: в этот номер угодили пространные и похвальные высказывания коммунаров о «Двух мирах». А. Курс разъярился. Не получив от меня ничего, он подумал, что я игнори рую его любимое чадо. И разработал коварный план войны. Чтобы свергнуть В. Я. Зазубрина, он направил тяжелую артиллерию сначала на меня. Расчёт был понятен. А. Курс хотел опозорить меня, а потом поднять бучу: смотрите, люди советские, вот какие контрреволюционеры поют дифирамбы Зазубрину! Ату его! Он не сомневался, что Зазубрину будет капут. Для осуществления плана борьбы А. Курс посылает в «Майское утро» своего верноподданного инкогни то — О. Барабаша (псевдоним — О. Бар). Соглядатай тайно пробирается ве чером в класс школы, наполненный моими слушателями. В те дни в коммуне работали межколхозные курсы механизаторов. Вечер проходил обычным по рядком: политинформация, очередная читка художественного произведения, беседа, оркестр. А спустя неделю, в «Советской Сибири» от 21 марта 1928 года, как из чистого неба, грянул гром. Почти всю вторую полосу газеты заполнила без удержная клеветническая статья О. Бара под зазывной шапкой: «Как учитель Топоров разъясняет крестьянам-коммунарам китайскую революцию и совре менную литературу». А ниже, в фигурной рамке, дано содержание статьи в виде названия глав: «О “бескровных ” методах английской буржуазии и французских варягах. — Гражданская война или резня? — Что такое червизм? — Рыбацкий шалаш на острове Ханян. — Человечество, которое надо пожалеть. — Христос и АДРИАН ТОПОРОВ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2