Сибирские огни, 2013, № 3
Но, пожалуй, излишне, ибо повесть В. Коврижных, другого юбиляра номера, напи сана в лучших традициях производственной прозы 70-х гг без нарочитости, стилизации и проч. В ней есть и детальное описание тех нологии пожарного дела, и герой Сергей Костромин, выносящий из огня ребенка, и перевоспитание живущего, «как по инструк ции», начальника, и другой начальник, муд рый, хотя и «риторический», и внесемейная любовь, впрочем, далеко не заходящая. И даже призрак старого пожарного Федора Романовича, помогающего в экстремальных ситуациях выжить, спастись, вполне «реали стичен». И только молитва Сергея на могиле за упокой души призрака, мучавшегося из- за того, что не спас однажды своего недруга, к Царю Небесному и Всевышнему напоми нает, что на дворе начало XXI века, несмот ря на немудрящие стиль и язык. Можно най ти в этой повести и архаичную советскость, и соцреалистические схемы, и нежелание следовать порокам и изыскам нынешних «топовых» прозаиков, но чего нельзя отри цать здесь, так это чистоты души и помыс лов автора. Так видит, слышит, пишет это перо, нашедшее, а не позаимствовавшее у прошлого свой язык. И не надо «трогать» его лит. анализом и прочей критикой, как просил сам В. Коврижных не трогать его де ревню среди всеобщих «перестроек в рус ском крае»: «Тешьтесь вы — Господи! — в вашем раю! — / Только не трожьте деревню мою», — пишет он в юбилейной подборке этого же номера. Но вот что действительно жалко тро гать каким-либо критическим инструмен тарием, так это хрупкие стихи С. Кековой, каким-то чудом оказавшиеся в этом суро во-реалистическом номере журнала. Все эти чудеса «тихой» поэзии, с православным под текстом: «тонкий свет зимних звезд», «души струящийся портрет», «ветвей семисвеч- ник», «любви незримый ток», «епитрахиль небес» — как музыка или живопись, для чувств, для души. Как сказала сама поэтес са: «И не познанью, а благоговенью / врата души измученной открой». И, словно в кон траст этой «тарковской» поэзии — С. Куняев с совершенно иным кредо. В публикации трех предисловий разных лет к сборникам стихов кузбасских поэтов он так напутствует моло дого тогда Н. Колмогорова: «Лишь бы... не увлекла в свои осенние леса лирическая со зерцательность». С. Куняеву по душе поэты «от мира сего», каким назвал он С. Донбая, т. е. погруженные «в стихию с первого до последнего дня земной жизни». Остается до бавить, что С. Куняев еще один юбиляр, ко торого журнал чествует в этом номере. Многое сейчас в литературе построено на контрастах и демонстративной эклектике. Таков стиль эпохи и современных лит. жур налов: юбилейные и прочие «датские» пуб ликации для них — один из способов ори ентации во времени и месте. Но вне этих смыслов и контекстов молодые кузбассцы так исповедуются в своих стихах: «Нет сил на тонкие интриги, / на жизнь в шахтерском городу» (О. Филатов). А то и вовсе: «Внут ри НЕ себя я СЕБЯ обнаружил» (К. Стафи- евский). И думай-гадай потом, где тут поэты «мира сего» или не сего. На то, впрочем, и лит. журналы, чтобы будоражить читателя и литературу, которой вреден всякий застой и безжизненность. В.Я. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2