Сибирские огни, 2013, № 3
зать трудно. Зато видно, как хорошо «варить ся» автору романа в таком бурном потоке людей и событий. Легко и непринужденно, будто сам был современником происходя щего, Б. Климычев рассказывает о провин циальном детстве, школьном юношестве и боевой молодости Мао, его сражениях с го- миньдановцами и японцами, нелегкой друж бе со Сталиным и Хрущевым, вплоть до «культурной революции» и «банды четы рех». Проделанная писателем великая, как Китайская стена, работа над огромным ма териалом, однако, не оставляет впечатления тяжелого подневольного труда. Виной все му — «легкое перо» автора, отточенное им в работе над циклом томских авантюрно-ис- торическо-биографических романов, где Б. Климычеву «кунсткамерными» подробно стями, занимательными происшествиями и анекдотами удавалось избежать отягощенно- сти материалом, добавляя ходу, «газу» в бы строходные двигатели своих произведений. Роман о Мао нагружен больше других его текстов историей, но больше тут и «занима тельного». Например, о последнем маньч журском императоре Пу И, которого Мао сделал садовником с зарплатой, или о том, как в 1944-м он хотел переименовать комму нистическую партию в «новодемократичес кую», чтобы сбить с толку американцев. Но и сам Б. Климычев изобретателен в построении ажурной конструкции своего романа: посвятив немало страниц противо стоянию советских и японских войск в 1938 г, о Великой Отечественной он написал все го одну фразу: «Гитлер сначала захватил не мало территорий России, а затем увяз в них и был вдребезги разбит». Не обошелся ав тор и в этом «политическом» романе без героев-авантюристов, словно взятых из «том ских» романов, — казака-маоиста Митрофа на Лескина (он же Хао Фань) и гипнотизера- мошенника Аркадия Лунного. Звучит в этой романной симфонии голос и самого Б. Кли- мычева: «В двенадцать лет я пошел на рабо ту. Голодал, недосыпал, ходил в драной одеж де... Я отдал Победе свое здоровье. Так кто же хочет сжечь м еня . в атомном огне?» — спрашивает он военщину США, планировав шую тогда ядерную бомбардировку советс ких городов. Есть в современной литературе писа тель одного голоса, одного «Я», мастер соло- рассказа, а не романа. Ему, З. Прилепину, интервьюер журнала Ю. Татаренко дал выс казаться от любимого первого лица, подза доривая нескучными вопросами о «пробле ме временной нехватки сюжетов» у писате ля, о его книгах, выходящих «с большими фотографиями автора», о «медиасфере», затянувшей его «в свои сети», «маршах не согласных», в которых он участвует Главное «Я» нашей литературы «00-х» реагировал соответственно, с заглавной буквы: «Я сно ва рассказываю (в своей новой книге) какие- то личные истории», «Я пишу книги и хочу, чтобы их читали», а «пиар — часть моей работы», «Я считаю: нужно заниматься большим, чем ты сам — только так можно изменить мир». Пока что писатель З. Приле пин только однажды занялся большим, чем он сам, написав книгу о Л. Леонове. Но и ту, как можно понять, «из вредности», «когда стали охаивать советских писателей». На том и стоит, видимо, русская литература и ее ли тераторы, пишущие вопреки: Климычев — разрухе-голодухе, Прилепин — «отечествен ным и западным либералам», Леонов — со ветской власти. Обычная же участь таких «вопрекистов», как правило, не столь благо получна, как затянутого медиасферой При лепина: «Он был просто поэтом. / Но за это эпоха не узнала в нем поэта. / А он, не зная этой чепухи, / вдыхал эпоху, выдыхал стихи. / / Потом ушел. На середине вздоха. / Но и тогда не вздрогнула эпоха», — пишет автор номера поэт Л. Шелудько. Судьбы писате лей различны, тем и жива наша, наверное, самая драматичная из мировых литератур литература и ее лит. журналы. Огни Кузбасса. Журнал писателей Рос сии. Кемерово, 2012, № 6. Юбилей — повод и причина показать лучшее, вспомнить старое, иногда в укор новому. Этот номер журнала перегружен юбилеями, главный из которых — 70-летие Кемеровской области, напомнившее о слав ных делах кузбассцев. О некоторых — в ма териалах о строительстве ГЭС в селе Горс- кино в 20-е гг Л. Красильникова, творческой командировке по северным районам облас ти поэтов Е. Буравлева, В. Баянова, В. Маха- лова и художника Н. Бурцева в 1973 г., о буд нях и праздниках послевоенного детства О. Черкасовой, о первой страницы «жизнен ной школы» в самоотчете А. Колкова — и рассказывает номер. При этом авторы и ре дакция готовы извиниться за «соцреализм», «некоторую приземленность, будничность стиля» (О. Черкасова) или за «эстетику су рового реализма» и «несколько устаревшие социологические схемы (кулаки плохие, бед няки хорошие, сознательные)» (редакцион ное предисловие к материалу Л. Красильни кова) этих материалов. 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2