Сибирские огни, 2013, № 3

заканчивается счастливо — восторженными отзывами крестьян алтайской коммуны «Майское утро» о «Сказе о Ермаковом по­ ходе» и примечанием к стенограмме обсуж­ дения его инициатора А. Топорова: «“Сказ о Ермаковом походе” я читал коммунарам три раза, и они готовы были слушать еще трид­ цать раз!» Ему же принадлежит краткий сло­ весный портрет Вяткина, ценный свежестью впечатления: «Встретившись с Георгием Андреевичем в Сибкрайиздате и поговорив с ним, я невольно вспомнил каллиграфию его писем. Она точно отражала внутренний и внешний облик поэта. Во всей его фигуре, костюме, чертах лица и интонации голоса виделась и чувствовалась интеллигентность и неотразимая приятность...» Таким, человеком из другой эпохи, по ошибке занесенным в эпоху чуждую, враж­ дебную, но в которой он смог жить и творить еще семнадцать лет, нам запомнится Вяткин, существенные черты к лит. портрету которо­ го и добавляет нам это 5-й доп. том. Материа­ лы в нем даны, может быть, недостаточно систематично, в чем-то пестро — такова спе­ цифика всех дополняющих собрания сочине­ ний томов. Но в этом есть и своя прелесть, ибо сказано современником Вяткина Пастер­ наком: «И чем случайней, тем вернее.» Но мы говорим спасибо этой действительно но­ вой книге Вяткина за глоток экологически чи­ стого воздуха, иной литературы и языка, ко­ торые мы, снисходительно улыбаясь, могли бы назвать милыми наивностями, а то и скуч­ ными банальностями. Но такие, например, строки: «Пусть сиянье луны, как небесная ласка струится.» — не старомодная архаи­ ка, а потерянный поэтический рай. И еще эта книга — немалый труд энту­ зиастов и знатоков творчества Георгия Анд­ реевича Вяткина, в числе которых и его внук А. Зубарев — несомненно, является важным вкладом в изучение наследия писателя и всей сибирианы в целом. ВладимирЯРАНЦЕВ ♦ БЛОК-ПОСТ АЛЕКСАНДРАЛЕЙФЕРА Лейфер А. Блог-пост, или Кровь собы­ тий. — Омск: ИД «Наука», 2012 Как же был прав Лев Николаевич Тол­ стой, когда писал больше столетия назад: «Мне кажется, что со временем вообще пе­ рестанут выдумывать художественные про­ изведения. Будет совестно сочинять про ка­ кого-нибудь вымышленного Ивана Иванови­ ча или Марью Петровну. Писатели, если они будут, будут не сочинять, а только рассказы­ вать то значительное или интересное, что им случалось наблюдать в жизни». Новый сборник омского прозаика, пуб­ лициста, журналиста Александра Лейфера относится именно к таким книгам. В нём автор рассказывает о самой жизни, о том «значительном и интересном», что довелось пережить и прочувствовать ему самому; о тех событиях, свидетелем которых был; о тех людях, с которыми общался; о городе и стра­ не, где он живёт. В эссе «Голубые глаза лошади» (вместо предисловия) автор пишет о появлении сбор­ ника: «В прошлом году неожиданно стал не кем-нибудь, а . блогером. Пришли вдруг из администрации рекламно-информационного агентства “Омск-Пресс” и предложили: пиши­ те, мол, для нашего сайта раз в неделю пару- тройку страниц — о чём хотите. Об окружа­ ющей нас жизни-жестянке. О культурной, в частности, её составляющей. О выходящих книжках. Или вспоминайте что-нибудь.» Наверное, многие пользователи Интер­ нета читали записи А. Лейфера в блоге авто­ ра на «Омск-Прессе», но книга есть книга! Одно дело — читать с монитора компьюте­ ра, когда написанное всё же воспринимает­ ся в контексте «информационного агент­ ства», злободневной информации; другое дело — то же эссе, вошедшее в общее пове­ ствование, «отлежавшееся, отстоявшееся» и превратившееся из «информации», выска­ занного сегодня и сейчас мнения и впечат­ ления в нечто иное — кусочек времени, ис­ тории, жизни. Да, большое спасибо надо ска­ зать «Омск-Прессу», что подвигли А. Лей­ фера к написанию этих очерков и эссе, как это по-современному говорится — «по­ стов»! Ведь, возможно, многие из них и не увидели бы свет, лежали бы в «закромах па­ мяти» автора, оставались памятью старых фотографий, газетных вырезок, дорогих сер­ дцу кни г. Как бы то ни было, сборник вы­ шел! Автор выражает искреннюю благодар­ 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2