Сибирские огни, 2013, № 3
заканчивается счастливо — восторженными отзывами крестьян алтайской коммуны «Майское утро» о «Сказе о Ермаковом по ходе» и примечанием к стенограмме обсуж дения его инициатора А. Топорова: «“Сказ о Ермаковом походе” я читал коммунарам три раза, и они готовы были слушать еще трид цать раз!» Ему же принадлежит краткий сло весный портрет Вяткина, ценный свежестью впечатления: «Встретившись с Георгием Андреевичем в Сибкрайиздате и поговорив с ним, я невольно вспомнил каллиграфию его писем. Она точно отражала внутренний и внешний облик поэта. Во всей его фигуре, костюме, чертах лица и интонации голоса виделась и чувствовалась интеллигентность и неотразимая приятность...» Таким, человеком из другой эпохи, по ошибке занесенным в эпоху чуждую, враж дебную, но в которой он смог жить и творить еще семнадцать лет, нам запомнится Вяткин, существенные черты к лит. портрету которо го и добавляет нам это 5-й доп. том. Материа лы в нем даны, может быть, недостаточно систематично, в чем-то пестро — такова спе цифика всех дополняющих собрания сочине ний томов. Но в этом есть и своя прелесть, ибо сказано современником Вяткина Пастер наком: «И чем случайней, тем вернее.» Но мы говорим спасибо этой действительно но вой книге Вяткина за глоток экологически чи стого воздуха, иной литературы и языка, ко торые мы, снисходительно улыбаясь, могли бы назвать милыми наивностями, а то и скуч ными банальностями. Но такие, например, строки: «Пусть сиянье луны, как небесная ласка струится.» — не старомодная архаи ка, а потерянный поэтический рай. И еще эта книга — немалый труд энту зиастов и знатоков творчества Георгия Анд реевича Вяткина, в числе которых и его внук А. Зубарев — несомненно, является важным вкладом в изучение наследия писателя и всей сибирианы в целом. ВладимирЯРАНЦЕВ ♦ БЛОК-ПОСТ АЛЕКСАНДРАЛЕЙФЕРА Лейфер А. Блог-пост, или Кровь собы тий. — Омск: ИД «Наука», 2012 Как же был прав Лев Николаевич Тол стой, когда писал больше столетия назад: «Мне кажется, что со временем вообще пе рестанут выдумывать художественные про изведения. Будет совестно сочинять про ка кого-нибудь вымышленного Ивана Иванови ча или Марью Петровну. Писатели, если они будут, будут не сочинять, а только рассказы вать то значительное или интересное, что им случалось наблюдать в жизни». Новый сборник омского прозаика, пуб лициста, журналиста Александра Лейфера относится именно к таким книгам. В нём автор рассказывает о самой жизни, о том «значительном и интересном», что довелось пережить и прочувствовать ему самому; о тех событиях, свидетелем которых был; о тех людях, с которыми общался; о городе и стра не, где он живёт. В эссе «Голубые глаза лошади» (вместо предисловия) автор пишет о появлении сбор ника: «В прошлом году неожиданно стал не кем-нибудь, а . блогером. Пришли вдруг из администрации рекламно-информационного агентства “Омск-Пресс” и предложили: пиши те, мол, для нашего сайта раз в неделю пару- тройку страниц — о чём хотите. Об окружа ющей нас жизни-жестянке. О культурной, в частности, её составляющей. О выходящих книжках. Или вспоминайте что-нибудь.» Наверное, многие пользователи Интер нета читали записи А. Лейфера в блоге авто ра на «Омск-Прессе», но книга есть книга! Одно дело — читать с монитора компьюте ра, когда написанное всё же воспринимает ся в контексте «информационного агент ства», злободневной информации; другое дело — то же эссе, вошедшее в общее пове ствование, «отлежавшееся, отстоявшееся» и превратившееся из «информации», выска занного сегодня и сейчас мнения и впечат ления в нечто иное — кусочек времени, ис тории, жизни. Да, большое спасибо надо ска зать «Омск-Прессу», что подвигли А. Лей фера к написанию этих очерков и эссе, как это по-современному говорится — «по стов»! Ведь, возможно, многие из них и не увидели бы свет, лежали бы в «закромах па мяти» автора, оставались памятью старых фотографий, газетных вырезок, дорогих сер дцу кни г. Как бы то ни было, сборник вы шел! Автор выражает искреннюю благодар 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2