Сибирские огни, 2013, № 3
Вересаеву в 1912 г Но сделать это ему так и не удалось. И на рассказах писателя так и ос талась печать эскизности, словно недовоп- лощенности, а влияния Чехова, Бунина и Зай цева оказались непреодоленными (или не преодолимыми?). Если ко всему этому до бавить лирическую туманность и обрывоч ность символистской и социальные мотивы «народнической» прозы, ее романтико-ре волюционный пафос, то цельное впечатле ние от рассказов и «эскизов» (которых в томе едва ли не больше «обычных» рассказов) Вяткина вряд ли можно составить. Такую — «малую» — прозу можно лишь почувство вать на слух, как музыку, ощутить ее мотив, настроение, особое сочетание минора и мажора, глубокой грусти и столь же силь ной любви, вернее, желания любить. С этой точки зрения и можно говорить, что суть прозы, как и стихов Вяткина — жен ская. Ибо только женщина может жить на строениями, «сердцем». Мужчины у писа теля тоже женственны, не отличаясь силой, характером, волей. Это интеллигенты, часто художники, молодые люди из дворянской или университетской среды (студенты, ученые, политики). Рассказы 1900-х гг., в основном «эскизы», именно такие, «настроенческие»: «Асины слезы», «Чего не понимала Дарья», «Интимная беседа». В последнем вернувша яся из ссылки революционерка Наташа убеждает свою младшую сестру Аню, не отказываясь от революционной борьбы («ты пойдешь и будешь работать»), «любить себя в высшем значении этого слова», т. е. лю бить «всех других». Эмоциональность, труд но совмещающаяся с долгом, рассудочнос тью, преобладает и в рассказах 1910-хгг «Как же можно без счастья?» — с такой мыслью умирает заключенный в тюрьме революци онер, не выдержав разлуки со своей девуш кой. Остальное в тексте — бодрая риторика о строительстве царства свободы и справед ливости — лишь дань идеалам, стремлению «осерьезнить» святую тему, уравновесить полюса души и духа. Как и в «основном» собрании сочине ний, особенно мрачны рассказы-очерки о тяжелой жизни семей из социальных «ни зов». Так, в «Начале одной жизни» (1912) вечно пьяный отец ежедневно избивает сво их детей. Больно щемит сердце, когда чита ешь, как трехлетняя Адя, выйдя из дома, «про тянула к солнцу ручонки и, жмурясь, засме ялась», а отец ударил ее со словами: «Ишь ты, тварь! Тоже... смеется!» Словно на весах иногда взвешиваешь, сколько сурового реа лизма и очеркизма, сколько лирики и рито рики в ином рассказе Вяткина. В «Холодном дне» (1913), где есть отголоски Л. Андреева и И. Бунина, высокого ранга чиновник Дани- ло-Барский получает в день своего юбилея письмо от сына, полностью развенчивающе го прожитую отцом жизнь. «А что ты вку сил от тех радостей (мысли, культуры, искус ства и поэзии. — В. Я.), от этой красоты («творчества и борьбы», «богатств приро ды». — В. Я.)?.. Жизнь твоя — холодный, бесцветный день». Меньше хочется «взвешивать», если ге роями рассказа являются художник, юная девушка и их любовь (не всегда, правда, вза имная). И только повторяемость схемы — художник присутствует в рассказах «Интим ный разговор», «Семь минут восьмого», «Божья свеча» — снижает их художествен ный эффект. Впрочем, может, это еще одна особенность «дополнительных» томов в со браниях сочинений, где соседствуют произ ведения по принципу их «неучтенности»? Наверное, Вяткин бы вышел, в конце кон цов, к своей оригинальной теме и манере даже и в кругу этого жизненного «материа ла», как уже выходил в «Рассыпанных лепе стках» (1916), где от лица легкомысленно влюбленной героини очень живо рассказы вается о ее декадентской («блаженное бе зумие») любви к одному «человеку твор ческой мысли», если бы не роковые годы. На сломе эпох и манер Вяткина-прозаика выручают дети (рассказ «Митькин ренес санс», 1918 г, о судьбе мальчика, чуть не ставшего игрушкой в руках избалованной барышни) и «делегатки» (рассказ «Пелаге ин огород», 1926 г, о предприимчивых на родных избранницах, заработавших на об щественные сепаратор и маслобойку пло дами коллективного огорода), к ним при мыкает другой рассказ-агитка «Пашка и дру гие» (1931) о вреде мечтаний про «вечный двигатель» и пользе умелой организации колхозных бригад в борьбе за урожай. Соб ственно, теперь это принадлежит уже не ли тературе, а ее истории. И не перестаешь сожалеть, что уверен но развивавшийся талант поэта и прозаика сломала революция и гражданская война. Ибо талант Вяткина особый — тонкий, хруп кий, «женский», которому противопоказа ны катаклизмы внешние, тем более смена строя и всего уклада жизни. Внутренние же только стимулировали его творчество. Оче видно, что встреча и первый брак в 1915 г. с Капитолиной Юргановой отразились в пье се «Вечный канун». По крайней мере там в числе главных героев фигурирует Капелька, 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2