Сибирские огни, 2013, № 3
ние, / И янтаря и оникса расцвет. // Алдан, Вилюй, Кемпеделяй и Лена, / Ихтиозавр и чайка — любы мне равно...» О возросшем уровне не только мастерства (пародия пред полагает усвоение чужого творчества уже не ученическое, а критическое), но и сибир ского самосознания, говорит стихотворение, посвященное самому Г. Потанину: «Своей науки жрец бесстрастный / И своего народа сын, / Не знаем, кто в тебе прекрасней: / Уче ный или гражданин. // Народных благ ревни тель вечный, / Во имя этих ценных благ / Над всей Сибирью бесконечной / Ты вскинул свой призывный ф л а г.» («Ветерану»). Эти и другие стихи по конкретным ад ресам и поводам имеют не только эстети ческую — как пример преодоления баль- монтизмов при сохранении символистской музыкальности, — но и историко-литератур ную значимость. О том, что Вяткин чтил уже сложившуюся традицию сибирской поэзии, говорит стихотворение «Дорогой памяти первого сибирского поэта И. В. Омулевско- го (26 декабря 1883 г. — 26 декабря 1908 г.)». А вот факт, отмеченный самим автором в заголовке его стиха: «На открытие высших женских курсов в Сибири (стихотворение, прочитанное автором на сибирском вечере 26 октября)» 1910 г. Отметим и другой «факт» — стойкий интерес писателя к «женской теме» в литературе. Женщина для Вяткина не только частая героиня его произведений, «объект» (а иногда и «субъект») его лит. реф лексий, но и способ отношения к миру. Это точка зрения, на которую Вяткин часто вста ет, создавая произведения о несправедливо стях, насилии, поругании красоты, разруше нии культуры, царившие как до, так и после революции. В этом можно убедиться, знако мясь не только с прозой, но и публицисти кой и лит. критикой писателя. Поэтический же раздел этого тома де монстрирует вехи эволюции, вернее, рево люции Вяткина-поэта. В 1918—1919 гг. его муза резко меняется вместе самим поэтом: не приняв победу большевиков, он переез жает из Москвы в Сибирь, на службу к А. Колчаку, в Управление Совета министров, на работу в должности зав. бюро обзоров печати. И по должности, и по убеждениям Вяткин призывал разрушить «красный Ва вилон» большевистской власти, ибо «АКрас ный Дьявол пыток хочет, / А Красный дья вол зло хохочет, / Ступив на грудь ее (роди ны. — В. Я.) пятой!» В полном соответствии с колчаковско-белогвардейской пропаган дой, он писал: «Там один многоликий Иуда / Полонил миллионы людей». А через год, в 1920-м — поворот на 180 градусов, и в стихе «Гимн армии труда» читаем: «Выше голо ву, товарищ, / Нам великий жребий дан: / Свет и волю / Несть на долю / Пролетариям всех стран». И это буквально встык с «колчаковс кими» стихами: составители тома не захоте ли пожалеть читателя. Таковы издержки по строения дополнительных томов с их рез кими сближениями произведений разных периодов творчества писателя. Без каких- либо «отбивок», пробелов, комментариев, слишком уж скупых в этом издании. Из ко торых читатель узнал бы, что Вяткин, «при нудительно эвакуированный» вместе с кол чаковцами в Иркутск, был там арестован в мае 1920 г, «чистосердечно раскаялся в сво ей литературной агитации против больше виков» и после трехмесячного ареста был освобожден. Это цитаты из вступительной статьи к пятитомнику М. Штерн, Е. Петро вой и Ю. Зародовой о жизни и творчестве Вяткина в томе 1-м. Том дополнительный, без хотя бы кратких сведений о биографии и творчестве, выглядит сиротливо. Все-таки семь лет прошло с момента выхода в свет собрания сочинений, и не всегда сразу най дешь его. А поэтический раздел завершают стихи о детях, вольно или невольно служившие от душиной для писателей-«попутчиков», ка ким Вяткин стал в 20-е гг, и дореволюцион ные переводы Г. Гейне, Ф. Рюккерта, Т. Го тье, Дж. Леопарди, Сюлли-Прюдома, Р Та гора, возвращающие в «нежный» период его творчества. За ними — архисоветские сати рические, 1920-м годом датированные, зас тавляющие читателя резко вздрагивать от та ких перепадов поэтики: «Нам мундиры не нужны, / Мы горды собою / Да единствен ной звездой: / Красною звездою» («Буржу азная птичка»); «Буря деревцо примнет, / Солнышко приправит, / Делегатка все пой мет, / Бабью жизнь направит» («Частушки про делегаток»). По тем же законам смены эпох и стилей развивалась и проза Вяткина, в которой он, однако, не был столь успешен. И хотя в 1911 г он входил в «молодой кружок» лит. группы «Среда» вместе с И. Буниным, В. Ве ресаевым, И. Шмелевым, знакомится с А. Се рафимовичем и Б. Зайцевым, а в 1912 г по лучает премию Всероссийского лит. конкур са им. Гоголя за лучший рассказ, такой же популярности в прозе не приобретает. Сам Вяткин чувствует, что достиг бы большего, если бы ушел из газет, прежде всего томс ких, где сотрудничал до революции, если бы «вырвался из газетного племени», как писал 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2