Сибирские огни, 2013, № 3

КНИЖНАЯ ПОЛКА ХОРОШЕЕДОПОЛНЕНИЕ Вяткин Г. А. Собрание сочинений: В 5 т. — Омск, 2012. Т. 5 (доп.) Поэзия. Проза. Пьесы. Публицистика и критика. Письма. Статьи о творчестве Г.А. Вят­ кина. Должен ли тот, кто возьмет в руки этот аккуратный том в небесно-синей обложке, знать об «основном» пятитомном собрании сочинений Георгия Вяткина, т. е. прочесть его? Ответ не так очевиден, как кажется. Этот второй (дополнительный) 5-йтомустроен так, что, знакомясь с ним, можно получить пред­ ставление о творчестве писателя в сжатом виде. Просто в пятитомнике поэзия, проза, очерки и публицистика, критика, письма раз­ делены по «своим» томам, а здесь все это при­ сутствует в одной 530-страничной книге. Разумеется, произведения этого тома не «избранное», но мало отличаются от произ­ ведений пятитомника, где могли бы с успе­ хом оказаться, но по каким-то причинам не вошли туда, оставшись «неучтенными». Были ли это последствия саморедактуры ав­ тора, заданные объемы книг или они просто затерялись в море периодики, неясно. Изве­ стно одно, что рукописные автографы, на­ пример, поэтических сборников не сохрани­ лись, и они составлялись автором из напеча­ танных в газетах — «Сибирский вестник», «Сибирская жизнь», «Сибирские отголос­ ки», «Нива», «Русская мысль», «Журнал для всех» — стихов. Отсюда и «дополнитель­ ность» публикуемых здесь стихов: печата­ лись они в тех же газетах и в то же время, но остались «за бортом». Так что и по этим сти­ хам можно составить представление о твор­ ческом пути Вяткина, только, так сказать, в ускоренном темпе, как если бы «кинолен­ ту» пятитомника прокрутить с пятикратно превышенной скоростью. Начинает раздел поэзии (как и всю кни­ гу) самое первое стихотворение 14-летнего поэта «Не грусти, утомленный страдани­ ем...» (1900 г) с ярко выраженными следа­ ми ученичества у Надсона. Тут и «измучен­ ный тяжкой борьбой», и «страдающие бра­ тья», которых автор призывает ободрить любовью и оживить надеждой. Но здесь же, в этих подражательных опытах видно стрем­ ление юного поэта преодолеть уныние, час­ то условно-поэтическое, и рвануться «к не­ бесам», к иным темам и мотивам. К иному исходу, чем у тяжелобольного и рано умер­ шего Надсона, к иному пути, чем у Достоев­ ского, чью философию страдания он также исповедовал, к обретению иного языка и сти­ ля, чем у Бальмонта, от красивостей которо­ го Вяткин, горячий его поклонник, долго потом освобождался. Тут бы и прочесть читателю рецензии на ранние сборникиВяткина 1900—1910-х гг, где есть немало точного и справедливого. Например, Ада Чумаченко, рецензируя сборник «Под северным небом» (1912), со­ жалела «об излишней, пожалуй, красивос­ ти, которой порою грешит поэт». Подлин­ ный же Вяткин — это «искренность, интим­ ность, благословляющая улыбка и светлая, осиянная внутренним светом, грусть». Узнать это мнение соратницы Вяткина, вхо­ дившей, как и он, в московскую лит. группу «Среда», можно не тут же, а в конце книги, в разделе «Статьи о творчестве Г. Вяткина». С одной стороны, это неудобство, происте­ кающее из распределения материалов кни­ ги по разделам, а не по хронологии. С дру­ гой стороны, это побудит читателя перелис­ тать страницы, вернуться к прочитанным произведениям. А то и вообще к 1-му тому собрания сочинений со всем его аппаратом справок, ссылок, комментариев, которых так не хватает этому дополнительному тому. И там он узнает, что Вяткин был в начале XX века лучшим поэтом Сибири. По отзыву В. Бахметьева (будущего известного прозаи­ ка) на тот же сборник, помещенного в ново­ николаевской газете «Обская жизнь», Вяткин один «как был, так и остается» «приятным исключением среди косноязычных сибирс­ ких поэтов». Но именно к началу 1910-х годов он до­ стигает той поэтической зрелости, когда дер­ зает обращаться на равных к старшим колле­ гам, пародируя их. Как в пародии-шарже на П. Драверта, поэта-ученого: «В моем вен­ це — жемчужное сияние, / И бирюзы аква- марийный цвет, / И халцедона сине молча­ 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2