Сибирские огни, 2013, № 3
са Пастернака юному поэту Марку Ватаги ну, написанное 12 декабря 1955 года, то есть пятьдесят семь лет назад, в ответ на просьбу оценить его стихи. Познакомившись со стихами из «Гения» и сопоставив уровень стихотворчества Мар ка Ватагина в образцах, предоставленных Пастернаку летом 1955-го года, с массивом текстов, опубликованных в шести номерах журнала «Гений», я перед студентами и ав торами журнала с величайшим прискорби ем вынужден был констатировать, что раз ница определённо вырисовывается не про сто в пользу стихов полувековой давности, ситуация куда более тревожна и постыдна. Увы, уровень мастерства, грамотности, вла дения лирическим сюжетом, русским язы ком (элементарно!), рифмой, ритмом и пр. арсеналом стихотворных приёмов с очевид ностью явлен в представленных стихотвор ных сочинениях как крайне, ужасающе низ кий. Ниже плинтуса, за которым уже, веро ятно, и похоронена полусказочная гимнази ческая Ойкумена речи русской! Единственно, что можно было сказать в утешение собравшимся: это не региональ ный провал, не дагестанско-графоманская окраина, это явление общероссийское, как говорят нынче — «тренд». Всё, что произошло за последнюю чет верть века — вполне сравнимо с погребени ем Атлантиды, аполлонический храм поэзии в медийном пространстве сровняли с зем лёй, а само занятие сделали общедоступным, как отхожее место. Если современная Америка вся по уши и под завязку заполнена негритянским рэ пом, то у нас в ходу кричалки Пусси Райот и более 300 тысяч стихосочинителей на сти- хи.ру и прочих подобных сайтах. Говорят, что это не плохо, что столь массовое творчество не может нести в себе ничего дурного. Со глашусь, но лишь в том случае, если массо вому сознанию будут с определённой регу лярностью демонстрироваться эталонные образцы русской поэзии. А в школе введут нечто подобное старому гимназическому курсу, где один только список тем сочине ний ввергает в священный трепет: «Замира ние нашего сада осенью», «Река в лунную ночь», «Встреча войска, возвратившегося из похода», «История постройки дома и разве дения при нем сада...», «Слово как источник счастья» и пр. Но вернёмся к Пастернаку и его пись му Вот что он пишет о поэтах своего време ни, то есть середины 50-х: «...мне хотелось бы, чтобы их было как можно меньше, но чтобы по возможности был один, очень большой, а стихотворчества или даже поэзии как вида занятий, пусть даже “бо говдохновенного ” — многих или для мно гих — не существовало». То есть не суще ствовало вовсе! Надо понимать, что тогда партийные стихотворные агитки, социально бытовые, гигиенические, производственные, противопожарные, за технику безопасности и пр. и пр. писали в массовом порядке, это называлось литературной халтурой и непло хо оплачивалось. Муза, в момент написания Пастернаком письма, давно оставила послу шание велению Божию, утратила велича вость прекрасного и все нити духовной свя зи с Небесами. Именно на этом настаивает Борис Леонидович, поминая слово «поэт» в крайне уничижительном смысле, даже с от тенком презрительности: «Это слово (поэт) очень годится на обёртку к туалетному мылу...» То есть поэт — не более чем упа ковка для гигиенических средств. Утилитар ная функция для промывки-прочистки моз гов советских масс, для формирования пра вильного сознания для следованию мораль ному кодексу, да-да, тому самому! Пастернак был дореволюционного за меса, поэтому куда лучше других понимал, что кодекс строителя коммунизма есть лишь исковерканный вариант 10-ти заповедей, из которых постарались тщательным образом выхолостить идею Бога. И тут возникает мостик прямой анало гии между коммунистическим диктатом и диктатом современной массовой культуры. Однако, увы, не в пользу современности сие сравнение и параллель. Общество потребле ния тоже использует стихотворные тексты в утилитарных и рекламно-гигиенических це лях, однако качество сих виршей просто ди чайшее. Но есть в письме Пастернака одно зага дочное место. Вот оно: «Даже в случае совершенно бессмер тных, божественных текстов, как, напри мер, пушкинские, всего важнее отбор, окон чательно утвердивший эту данную строч ку или страницу из сотни иных возможных. Этот отбор производит не вкус, не гений автора, а тайная побочная, никогда в на чале не известная, всегда с опозданием рас познаваемая сила, видимостью безусловно сти сковывающая произвол автора, без чего он запутался бы в безмерной свободе своих возможностей...» Но слово сказано! Итак: сила... Будем последовательны. Отбросим, ничтоже сумняшеся, все околоэпитеты, да лее, согласимся с Борисом Леонидовичем, что понятие «гений» не вполне подходит для 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2