Сибирские огни, 2013, № 3
ке таинственного названия, возможно, при ближают строки письма Лескова к его при ёмному сыну Б. М. Бубнову <середина сен тября 1891 г>: «<...> “мнимый покой”. “Зай ца обманчивый сон!..” Именно всё это “зая чий сон”, с одним закрытым глазом и хлопа ющими ушами от страха утратить всё, чем владеешь» (IX, 501). Писатель обращается здесь к фольклор но-мифологической образности: к распрос транённому представлению о том, что заяц имеет настолько чуткий сон, что спит с от крытыми глазами. «Заячий сон» становится воплощением страха и трусости. Кроме того, заячья боязливость объясняется поверьем о том, что у зайца маленькое сердце: «Бог вы лепил ему слишком длинные уши, а на серд це глины не хватило» [7]. Далее в том же письме Лесков развива ет мифологический образ «заячьего сердца» в ключе христианской антропологии: создан ный «по образу и подобию», человек при зван преодолеть в себе животное начало, ук репиться духовно, не роняя в себе «образ Божий», который есть не только дар, но и за дание человеку: «Кажи нам, что есть крепко го, — за что можно удержаться, не делаясь жертвой случайностей и чужих прихотей, ча сто как раз рассчитанных на то, чтобы пони зить в тебе “Сына человеческого”, которого ты обязан “вознести”, и других к тому же скло нить, и убедить, и “укрепить слабеющие руки”» (IX, 501). Думается, что письмо это, написанное по иному поводу, глубоко иллю стрирует концепцию «Заячьего ремиза». Сатирическая сторона произведения: когда герою только и остаётся, что «скрыть ся» в своём частном сумасшествии от все общей невменяемости и безумия обще ственного устройства, — а также всё, что ведёт к расчеловечиванию, «оболванива нию» Оноприя Перегуда, достаточно глубо ко изучены. Важнее сосредоточить основ ное внимание на противоположно направ ленном изменении «натуры» героя: на пути его возвращения от «оболванивания» к «ис тинному человеку», то есть божественному началу, внутреннему свету, скрытому тенью «телесного болвана», «пониженному», «же сточайше уменьчтоженному» (IX, 502). Од нако в герое живо сознание необходимости отыскать и «вознести» «невидимую и при- сносущную силу и Божество того человека, коего все наши болваны суть аки бы зерца ловидные тени» (IX, 501). Не только эпиграф, взятый из «Диалога, или разглагола о древнем мире» Григория Сковороды (1722— 1794), но и другие христи анские идеи этого украинского философа ху дожественно воплотил Лесков в своей повес ти. Основная из них: «надо идти и тащить впе ред своего “телесного болвана”» (IX, 589), — то есть не позволять телесному, материаль ному, животному началу взять верх над «ис тинным» — духовным — человеком. Получив чин в социальной иерархии чинов, будучи направлен в родное украинс кое село Перегуды в качестве станового при става, Оноприй Перегуд поначалу пытался в своей полицейской практике выявить исти ну «по облегчённому способу» — при по мощи тетрадки «Чин во явление истины», рекомендованной для допросов подозрева емых и составленной таким образом, чтобы даже невинный при таком допросе внутрен не устрашался и был «готов сказать: “Вино ват”» (IX, 536). Перегуд фактически занимает ту долж ность, которая требует вершить «суд пра вый», однако, будучи сам безмерно далёк от уразумения истины, он пользуется неправы ми полицейскими уловками, юридической казуистикой: «Вот эта — пожалуйте — вам юристика!» (IX, 537). Такая «юристика» ещё более усугубляет всеобщую несправедли вость и отдаляет от познания истины. «Бол ван» Перегуд принимает непосредственное участие в процессе «оболванивания» соци ально-нравственных основ жизни. При этом совесть его не мучит, он считает себя образ цовым блюстителем порядка и являет образ чик внутреннего и внешнего самодоволь ства. Статный, дородный становой самолю биво восклицает: «Процвете моя плоть, а нечестивый погибнет!» (IX, 536). Лишь к финалу повествования герой осознал, что истина является не по официаль ному прописному «чину» и не в тот момент, когда кто-то немедленно захотел её открыть. Истина без всяких «чинов» приходит всегда в своё время, и Перегуду она приоткрывает ся как раз тогда, когда он все свои чины поте рял, очутившись в сумасшедшем доме. Однако если в начале своей государ ственной службы Перегуд ещё имел челове ческий облик хотя бы внешне: «был в про цветении румяный и полный» (IX, 536), — то, поддавшись искушению службистского честолюбия, окончательно этот облик утра тил, превратившись внешне и внутренне в чудовище почти инфернального плана. Заразившись хронической «инфекци ей» государственной политики — «ловитвой потрясователей основ», что «троны шата ют», — Оноприй Перегуд перерождается: внутренняя метаморфоза отражается и на внешнем уровне (не раз проходит мотив зер кального отражения — «зерцаловидной тени», — заявленный в философском эпиграфе): «у меня вид в лице моём пере 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2