Сибирские огни, № 12, 2010
ЮРИЙ КАЗАРИН «ЯДРЫШКО В РУССКОМ СЛОВЕ...» рина кажется не написанным, а случившимся. Стихотворение пишется по случаю — на случай — как вразумление — по-картезиански безвременная, мгновенная мысль о существовании, всегда бестолковая в силу приданного ей стихотворного дления. Преодолеть длительность поэтической речи, ее время, может только чита тель, но когда ему это удается — заслуга в том — автора. Стихотворение Казарина не повествует, в нем слишком мало слов для этого, оно вздыхает, вскрикивает или сокрушается в молчании. В нижеприведенной подборке мы заметим и другое: в нем, стихотворении, слишком мало времени. У больничного окна нет времени на поэтический изыск — не столько в силу потопляющей безнадежности, сколько по причине как бы уже вневременного существования в позднем, в оставшемся. Чер ты лица у каждого стихотворения здесь заострены до предела. Полнота смертного страха делает стихотворения Казарина настолько живыми, насколько вообще может быть живой такая по определению искусственная вещь как поэтическое произведе ние. Затрудненный вдох наполняет их тем воздухом беспочвенности, которым ды шит не сухое письмо, но сама душа. Все разлученное и разлучающее здесь прибли жено и к автору, и к читателю. Даже всенепременный казаринский ангел кажется не вестником — но тем, кто ожидает ушедшего, уходящего, прощающегося. А без звучно кричащие окна-рты в стихотворении «Мышка больничная, жизнью шурша...» напомнили нам глотающий звезды «квадрат окна» у Сильвии Плат — с разитель ным отличием: у Плат речь о рассвете новой жизни, у Казарина — о ее закате: окна боятся вспугнуть смерть. Человек — это смерть, проживающая человеческую жизнь, говорит фило соф. Если так, смерть, живущая своей жизнью, оставляет последней только «без глагольный, безголосый» крик — без творческого труда и языка. Дело поэта — остаться говорящим в направлении молчания: или усмиряя и лицемерно прикрывая завершающееся как таковое, или раскрываясь ему навстречу, в бесконечном, но искреннем ужасе. В лучших стихотворениях Юрий Казарин, нам кажется, идет по второму пути, разумеется, в той степени, в которой позволяет сказаться самому искреннему лукавая поэтическая речь. Владимир ТИТОВ * * * В банке кофейной четыре окурка, дохлой пчелы драгоценная шкурка, белый, нецарский, дурной пятачок, словно упавший на решку зрачок. Смотрит, родной, на меня, как Господь. Взять бы его, да с пчелою, в щепоть — бросить в толкучую воду на золотую погоду... * * * В стену горох, в стену горох, ливень в последней своей прямизне. Это не птица защёлкала -—бог заговорил во сне. Трогаю капли, на пальцах коплю, складываю в ладонь. Всё, что люблю, всё, что люблю, — это вода и огонь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2