Сибирские огни, № 12, 2010
КОРОТКО О КНИГАХ Эпштейн М., Юрьенен С. Энциклопе дия юности. — USA, «Franc-Tireur», 2009. Книга философа Михаила Эпштейна и писателя Сергея Юрьенена — это не авто биография на фоне застойного времени, пре дупреждают авторы в предисловии. Это, ско рее, портрет юности, написанный совмест но, с подтруниванием, с гораздо чаще встре чающимся в книге «ты», чем «я». Хронологи чески «Энциклопедия» охватывает семилетие с 1967 по 1974 гг., от поступления в универ ситет и знакомства авторов до начала взрос лой жизни. На деле же выходит рассказ о пла стах истории и культуры, о любви и женщи нах, о вещах и одежде, о корнях и идеологии — каждое из этих слов является новой гла вой, в которой авторы вспоминают о чём-то своём, «перебивая» и дополняя друг друга. Для философа Эпштейна каждая тема — по вод к осмыслению эпохи. Он считает, что место поколения конца 1940 — начала 1950- х гг. рождения — быть связными между ми ром больших, тоталитарно извращенных идей и миром нынешней мультикультурности. Юрьенену же больше интересны люди на фоне эпохи — в их числе Андропов, направивший в 1978 году в ЦК КПСС письмо «О поведе нии за рубежом писателя Юрьенена», и ис панский диктатор Франко, ставший личным врагом семьи Юрьенена по причудливому стечению обстоятельств. Особая прелесть книги в том, что читать её можно с любой страницы, просто выбрав в алфавитном пе речне нужную главу, чередуя эссеистические размышления одного автора и беглые, но точ ные портреты другого «энциклопедиста». Аксенов, Василий Иванович. Время ноль. — М., «Лимбус Пресс», 2010. Красноярца, ныне жителя Петербурга, Василия Аксёнова, чтобы не спутать со зна менитым тёзкой, рецензентам приходится представлять с отчеством, клея ярлык — не «тот», мол, Аксёнов, а «другой». В аннота циях и отзывах постоянно упоминаются си бирские корни автора, достаются старые определения: «деревенщик», «многомер ность и глубина», но эти ярлыки, скорее, от пугивают читателя. На деле же у Аксёнова нет в текстах той самой «деревенской» дидак тичное™, нет псевдонародных диалогов, хоть первые страницы и даются читателю с неко торым напряжением — герои там вспомина ют истоки, жалуются и печалятся над несбыв- шимся. Но это уныние устами тех же героев объясняется просто: жалобой они заслоняют выход для души, «чтобы не вылетела». К соч ному языку писателя привыкаешь быстро — в отличие от многих прогремевших книг, напи санных «под старину», речь у героев Аксёнова хоть и обильно сдобрена местным говором, но читатель воспринимает его как должное, оку наясь в тот самый, названный критиками «мно гомерным», мир. В книге, которую сам автор считает «романом об одиночестве», чувству ется некоторая недосказанность, чему есть про стое объяснение: «Время ноль» — вторая кни га из трилогии Аксёнова, на протяжении ко торой главный герой совершает трудный путь, в конце приходя к обновлению. Лебедев В. Надумалось Лешему: Крас ная книга фольклорных героев. — Из дательство: В.И.П. ПрестижГрупп, 2009. Казалось бы, детской книге не место в обзоре литературного журнала. Но так уж сложилось за последнее время, что выход каждой новой детской книги — это настоя щее событие. На фоне «ветеранов» книжно го рынка, многократно переизданных Вол кова и Сутеева, Барто и Драгунского, всё новое либо проигрывает в текстах и иллюст рациях, либо, не уступая в полиграфии, уд ручает «сортирным» юмором «а ля Шрек». Книга доброго (это важно!) сказочника Ва лентина Лебедева и настоящего соавтора книги художника Ильи Есаулова «Надума лось Лешему» — это фейерверк из необык новенных приключений и чудесных превра щений. Их герои — Фея Ягодного Варенья и Кикимора, авторы смеются над коварным злодеем Фиолетового леса и раскрывают тай ны Бабушки Мороз. Стоит только дать волю воображению — и в этих сказках, почти на яву, можно увидеть шаловливого Косолапе- ра и озорное привидение, послушать рассказ медведя о зимних снах и побывать на имени нах у Мартышки. А Сказочник ведёт малень ких читателей всё дальше и дальше, по тро пинкам Заповедника Сказок, навстречу ве сёлым приключениям и весёлым тайнам! B.C.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2