Сибирские огни, № 12, 2010
жению могучей реки с ее многослойным те чением. Нет нужды возражать против такого взгляда. Вот только, всецело отдаваясь во власть течения «реки жизни», литератор, взяв шийся ее изображать, сильно рискует. Тре буется виртуозное владение своим литератур ным судном, чтобы не оказаться в пучине. С другой стороны, не стоит забывать, что поток невозможно, сливаясь с ним и плывя по его течению, «пересказать» и отобразить. Его можно запечатлеть и сказать о нем нечто су щественное, лишь «остановив мгновение». Помнится, в повести С. Сартакова «Свинцовый монумент» ее главный герой, художник-живописец, многие годы бился над проблемой «тайны движения», над тем, как на холсте отразить миг в потоке време ни. И однажды он становится свидетелем того, как садится на речную воду одино кий осенний лист. Опускается на водную гладь — и вот оно — соединение движения и неподвижности! У Никифорова, положившегося на волю потока, соединения мига и вечности не по лучилось. Все то, что тщился сказать он сво им романом, в итоге оказалось в пучине потока. На стихию потока можно в определен ной степени списать и стилистические огре хи романа. Ту же невнятность в описаниях и изображении, сбивчивость, эклектическую разностильность. Начинаясь в традицион ном повествовательном ключе, роман закан чивается сумбурными дневниковыми замет ками, местами понятными, наверное, лишь самому автору (впрочем, при знакомстве с этим произведением не раз ловишь себя на мысли, что о читателе его создатель думает меньше всего). Не секрет, что в своей творческой ра боте писатель отталкивается обычно от соб ственного жизненного опыта, размер кото рого имеет серьезное значение. У Никифо рова он достаточно внушителен, что кос венным образом «Наследник» и подтверж дает. Вместе с тем (и это тоже явствует из текста романа), автору не хватает глубины осмысления собственного же опыта. И ос тается стойкое ощущение, что, по большей части, писатель просто скользит по поверх ности жизненных явлений. Во многом еще и поэтому роман Никифорова по-настоя щему фактом художественной литературы не стал. Алексей ГОРШЕНИН 13 заказ № 398
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2