Сибирские огни, № 12, 2010

жению могучей реки с ее многослойным те­ чением. Нет нужды возражать против такого взгляда. Вот только, всецело отдаваясь во власть течения «реки жизни», литератор, взяв­ шийся ее изображать, сильно рискует. Тре­ буется виртуозное владение своим литератур­ ным судном, чтобы не оказаться в пучине. С другой стороны, не стоит забывать, что поток невозможно, сливаясь с ним и плывя по его течению, «пересказать» и отобразить. Его можно запечатлеть и сказать о нем нечто су­ щественное, лишь «остановив мгновение». Помнится, в повести С. Сартакова «Свинцовый монумент» ее главный герой, художник-живописец, многие годы бился над проблемой «тайны движения», над тем, как на холсте отразить миг в потоке време­ ни. И однажды он становится свидетелем того, как садится на речную воду одино­ кий осенний лист. Опускается на водную гладь — и вот оно — соединение движения и неподвижности! У Никифорова, положившегося на волю потока, соединения мига и вечности не по­ лучилось. Все то, что тщился сказать он сво­ им романом, в итоге оказалось в пучине потока. На стихию потока можно в определен­ ной степени списать и стилистические огре­ хи романа. Ту же невнятность в описаниях и изображении, сбивчивость, эклектическую разностильность. Начинаясь в традицион­ ном повествовательном ключе, роман закан­ чивается сумбурными дневниковыми замет­ ками, местами понятными, наверное, лишь самому автору (впрочем, при знакомстве с этим произведением не раз ловишь себя на мысли, что о читателе его создатель думает меньше всего). Не секрет, что в своей творческой ра­ боте писатель отталкивается обычно от соб­ ственного жизненного опыта, размер кото­ рого имеет серьезное значение. У Никифо­ рова он достаточно внушителен, что кос­ венным образом «Наследник» и подтверж­ дает. Вместе с тем (и это тоже явствует из текста романа), автору не хватает глубины осмысления собственного же опыта. И ос­ тается стойкое ощущение, что, по большей части, писатель просто скользит по поверх­ ности жизненных явлений. Во многом еще и поэтому роман Никифорова по-настоя­ щему фактом художественной литературы не стал. Алексей ГОРШЕНИН 13 заказ № 398

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2