Сибирские огни, № 12, 2010
Вот один из образчиков. Пьет Юрий с некой Ирой на берегу реки вино. Его спут ница отошла в прибрежный лесок по есте ственной надобности. «Вскоре из-за дере ва, куда она удалилась, раздалось характер ное шипение струи. “У нас есть девочка одна... — говорила она потом, на ходу по правляя юбку. — Ирка, говорит, хочешь ис пытать оргазм? Возьми, говорит, крепись, крепись, а потом, когда моча ударит по ушам и будет невмоготу — вот тогда беги в туалет и тогда получишь несравнимое удоволь ствие!”» И такого рода, с позволения сказать, художественных деталей в романе можно встретить немало. Чем дальше читаешь о половых приклю чениях героя, тем сильнее они напоминают бахвальство завзятого бабника-трепача, в котором на грамм правды кило беззастен чивого вранья, и тем больше возникает воп росов. Ну, прежде всего — «за что нас только бабы балуют» (А. Вознесенский), чего ради с такой превеликой охотой они штабелями ложатся под героя романа, делая его иной раз даже невольным жиголо, который и рад бы, да не может в силу доброты и воспита ния отказать милым дамам. Чем так замеча телен Медведев, чем сражает он наповал противоположный пол не хуже кота-баюна? Вопрос тем более правомерен, что даже внешне Юрия представить весьма затрудни тельно, поскольку его портрет в романе встречается всего раз, да и тот опосредован и весьма приблизителен. «Очередная вешал ка» Медведева так описывает его: «— Я вижу мужчину лет двадцати пяти, довольно высокого, с хорошей фигу рой, кому-то он покажется красавцем, но кто-то в первую очередь обратит внимание на крупный нос и толстые губы. У него кра сивые волосы и хорошая улыбка, но улыба ется он редко, потому что постоянно чем- то озабочен. Иногда хочется прислониться к его широкому плечу и забыть обо всем, а иной раз так и врезала бы по этим голли вудским зубам». Нет, конечно, имеется у Медведева кое- что за душой и помимо «голливудских зу бов». Он умный разносторонне способный человек, в том числе и в плане дамского обольщения. При этом его едва ли можно назвать целеустремленным альфонсом. Все у него получается как бы само собой, спон танно. И скорей «из любви к искусству», чем из какой-то корысти. Всё так, но все же вра зумительного ответа на вопрос, чем прима нивает Медведев к себе женщин «всех мас тей и волостей», почему все «как-то сразу проникались к нему», а «он действительно чувствовал себя единственным на земле, Адамом, обязанным помочь на земле всем, но не каждой», я не получил. Любвеобильность, вернее гипертрофи рованная сексуальная озабоченность главно го героя тоже вызывает вопросы. Не пото му, что, говоря словами чеховского персона жа, «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Люди, понятно, встречаются всякие. Вопрос в том, насколь ко такой «переизбыток» согласуется с общей художественной картиной. И вообще, какую цель преследовал автор, нагромождая торо сы сексуальных сцен и эпизодов, загоражи вая ими подчас целые периоды жизни Мед ведева (например, о трех годах его армейс кой службы автору хватило одной скупой фразы-сообщения)? Один из персонажей романа Юрий Смирнов любвеобильность Медведева объясняет его характером: «...у тебя харак тер такой, что ты не можешь остановиться, а потому ты и несчастный, Юра». Медведев согласен с этим, отчего ему иной раз «ста новилось жалко себя до слез». Герой его оче редного произведения — авантюрист —- тоже «в конце концов умирал от этого: от невозможности остановиться, выбрать, при нять решение, отказаться от себя, своей сути». Вот эта «невозможность остановиться, выбрать» сыграла злую шутку не только с главным героем «Наследника», но и с его автором. Иначе как объяснить «эротичес кое» засилье, отодвигающее все остальное в жизни Медведева на задний план? В определенной мере эротическая со ставляющая помогает раскрытию характера Медведева, отражает и подчеркивает его внутреннюю неустойчивость и аморфность. Можно рассматривать эротические эпизо ды и в качестве своего рода аргументов, под тверждающих, что отношения с женщинами (как, впрочем, и жизнь вообще) для Юрия Петровича — бесконечная игра, в результа те которой он «слишком оторвался от... дома, от простых вещей и понятий, попытал ся выдумать себя и собственную миссию — Игрока, Магистра, Предтечи». Но зачем же столько аргументов, похожих друг на друга, как горох в стручке? Да и роман — не судеб ное заседание, где от количества имеющихся доказательств зависит точность и объектив ность судейского решения. То есть, возвра щаясь к нашим баранам, в романе Никифо рова налицо отсутствие элементарного от бора, приведшее к тому, что эротическая составляющая в ущерб всем остальным раз дулась без надобности до невозможности, став, по существу, основной канвой произ ведения. При этом о научно-производствен ных, скажем, буднях Медведева (работа в порту, на кафедре, научные симпозиумы и т. п.), читать гораздо интереснее. Видно, что автор и материалом прекрасно владеет, и способен его убедительно подать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2