Сибирские огни, № 12, 2010
К Н И Ж Н А Я П О Л К А В ПУЧИНЕ ПОТОКА Владимир Никифоров. Наследник. Роман. — Новосибирск, РИЦ «Новоси бирск», 2009. Новосибирский писатель В. Никифоров в последние годы демонстрирует высокую творческую активность, выступая автором разных по жанру произведений. В его твор ческом багаже повести, рассказы, очерки, эссе, а теперь вот и объемистый роман. Роман под названием «Наследник» представляет собой жизнеописание россий ского интеллигента, родившегося в рабочем поселке на берегу большой сибирской реки и закончившего свой путь при загадочных обстоятельствах в современном Париже. В судьбе главного героя — вузовского препо давателя, ученого и литератора Юрия Мед ведева — в определенной мере преломляет ся вся послевоенная советская эпоха вплоть до ее крушения. Причем (и это, на мой взгляд, особенно ценно) через призму глубинного провинциального бытия, в атмосфере кото рого живут, трудятся, строят отношения пер сонажи произведения. Родился Юрий Медведев (как, заметим, и сам автор) на исходе Великой Отечествен ной войны, возможно, поэтому начало ро мана — типичная по многим деталям, при метам, по духу и лирико-исповедальной ин тонации проза о военном детстве образца 1960-1970-х годов. Типичная до банальнос ти. Конечно, детство у каждого индивидуаль но, и Никифорову тоже есть что сказать. Он и рассказывает, достаточно зримо передавая атмосферу тех лет. Тем не менее, своей бо розды на этом паханном-перепаханном те матическом поле, какой-то художественной особинки я не заметил. (Кстати, давние рас сказы о ребятишках военно-послевоенной поры из цикла «Валерка, шкиперский сын» того же Никифорова куда как самобытнее). Оттого и ощущение, несмотря на иное со держательное наполнение, чего-то по дру гим литературным источникам хорошо зна комого. Пропадает оно лишь когда речь за ходит о матери Юрия. Жизнеописание Медведева, между тем, катится дальше. Юрий идет учиться сначала в речное училище, потом в вуз, служит в армии, работает в порту, делает научную карьеру, параллельно занимается литератур ным творчеством... Прослеживая движение Медведева в жизненном потоке, узнавая его то в одних предлагаемых автором обстоятель ствах, то в других, начинаешь понимать, что перед нами очередной маргинал, конфор мист, раздвоенная бесхребетная личность, находящаяся постоянно у кого-то на поводу и под пятой — в общем, некоторым обра зом современный «лишний человек», мечу щийся между наукой и литературой, произ водством и университетом, «честью в деле» и «правилами игры» для комфортного су ществования, внутренней свободой и раб ством в системе, высоким любовным чув ством и «одноразовыми» интимными отно шениями... О последних несколько подробнее, по скольку в жизни главного героя взаимоотно шения с прекрасным полом занимают зна чительное, если не сказать — решающее место. Собственно говоря, и роман в целом представляет собой нескончаемую череду интимных связей Медведева, перемежае мую фрагментами текущего бытия и быта героя. Создается впечатление, что вся жизнь Медведева только из «этого» и состоит. Лю бовниц он меняет, как перчатки. С одной спит, другую держит в запасе, о третьей по мышляет. Почти все его связи с противопо ложным полом быстро заканчиваются по стелью. Невзирая на внешность, происхож дение, социальное положение и возраст женщины. Даже собственную тещу осчаст ливил. И невольно приходит на память анекдот о молодом петухе. Перетоптал он всех ку риц. За уток взялся. Старый петух ему — не надорвись, мол, умерь прыть. Молодой — ноль внимания. Однажды старый петух уви дел, что молодой лежит на куче навоза, не шевелится, только один глаз приоткрыт. «Я же тебя предупреждал, — обрадовался старый, — вот и допрыгался!» А молодой ему: «Тихо, ворону спугнешь!» Очень похоже на героя Никифорова, с той только разницей, что завидную юношес кую прыть проявляет он и будучи Юрой, и много позже уже солидным Юрием Петро вичем. Похотью густо пропитаны страницы романа. Однако эротические эпизоды худо жественным изяществом, как правило, не отличаются. Чаще наоборот, а то и вовсе гре шат натурализмом, переходящим в откро венную пошлость.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2