Сибирские огни, № 12, 2010
АНДРЕЙ УГЛИЦКИХ АНГЕЛ ЗА ЛЕВЫМ ПЛЕЧОМ в каком более! Почему? Да потому что непридуманный мир несовместим с жиз нью как таковой. Чтобы не отравиться миазмами непридуманности его, не задох нуться в духовном вакууме реальности, чтобы не замерзнуть при абсолютном чув ственном нуле действительности, необходимо, жизненно необходимо всегда выду мывать, создавать, сочинять свой, другой, отличный от реального, мир. Который тоже нельзя понять до конца, равно как и его невыдуманный прототип (пускай!), но который можно хотя бы как-то объяснить, приспособить под себя, адаптировать, одомашнить, что ли. Мало того, развивал Долота далее, мы живем, мы существуем на планете этой лишь до тех пор, пока еще способны порождать в себе мир выдуманный. Поэтому, сколько на планете имеется людей, столько на земле существует и миров (равно — и правд). У каждого живого существа, биологического объекта, должно быть хотя бы одно место на Земле, где оно могло бы почувствовать себя в сравнительной безопас ности, имело бы возможность хоть ненадолго расслабиться, передохнуть, набраться сил, привести себя пусть в относительный, но порядок. Выражаясь по-восточному высокопарно, «своя тень и свой оазис в пустыне». У зверей роль эту выполняет логово, у птиц — гнезда, у человека — жилище. Но мало иметь физическую защи щенность, выясняется, что не менее важна и психологическая безопасность, «укры- тость». Люди издавна думали об этом, предлагали различные варианты этой самой индивидуальной психологической защиты. Классический пример — стоики. Эпикур учил, что окружающий мир жесток и несправедлив. И если принимать его таким, какой он есть на самом деле, долго, как говорится, не протянешь. Вывод: раз окружа ющий мир вреден для человека, не надо в нем долго находиться. Надо уходить из него. Избегать действительности. Куда же, каким макаром? А очень просто. Нужно стремиться общаться только с теми, с кем общаться приятно, то есть со своими единомышленниками. Исключительно. Союз друзей-единомышленников — вот ре цепт доктора Эпикура! Которым, кстати, успешно пользовался Пушкин: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» С позиций этих жизнь наша, по сути своей, есть непре рывное, неостановимое ничем и никогда «придумывание» мира своего. Создание своего личного психологического «убежища». Которое и осуществляет в дальней шем свою главную витальную функцию —-предохранять психику человека, находя щегося в условиях перманентного, мультифакторного, как сказали бы ученые, стресса. Вспомните любую жизненную ситуацию, каждую неурядицу житейскую. Чем все заканчивается в итоге? А тем, что мы в конце концов придумываем себе какое-нибудь более или менее правдоподобное, но обязательно лояльное по отношению к само му себе объяснение случившемуся. Вот Семенов, скажем, получил в школе пятерку, а вы — только тройку. Или даже — двойку. Допустим. Сначала вы переживаете случившееся, казните себя. Но, чу, слышите? Уже вступает в «бой», на вашей сторо не, вся королевская рать придуманного вами мира: «Ну, получил ты тройку (двой ку), и что? Зато ты выступил на конференции школьной, биологической, с двадцати минутным докладом, а Семенова этого даже близко к ней не подпустили! Да и что, в конце концов, тебе пятерка эта? Что, на ней свет клином сошелся, что ль?..» В каче стве такого психологического убежища в жизни Долоты чаще всего выступали кни ги. Без книг у него, как у космонавта без защитного скафандра, уже через несколько часов пребывания в жестком космосе действительности, буквально кончался «кис лород», и он начинал задыхаться, как астматик. В фигуральном смысле, конечно. Что еще было принципиально важно? Что книжник Долота воспринимал геро ев и авторов прочитанных им книг как живых, реально существующих людей: «спо рил» с ними, «полемизировал», «находил» точки соприкосновения и «расходился» во взглядах, «советовался» и «справлялся» у них. В этом смысле были они для Доло ты куда живее некоторых из реально существующих людей, с которыми Николай Петрович практически не общался. В силу разных обстоятельств и причин. Вот и выходило, получалось, что лица эти, несмотря на то, что адреса их имелись в его телефонной книге, были куда менее нужными ему, скажем, нежели Александр Зи новьев, или Спартак, или Платон тот же. С которыми Долота мог в любой момент накоротке «обменяться», «поговорить». Они были ближе, понятнее, ибо входили в круг единомышленников, в единый союз...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2