Сибирские огни, № 12, 2010
Зазубрин отвечает Горькому уже душевнее, исповедальнее. Эпистолярный дружеский контакт, вызывающий на откровенность, на лаживается. В марте-апреле темп переписки ускоряется до промежутка почти что в десять дней. К этой эпистолярной откровенности Зазубрин был уже подготовлен почти эписто лярной «Литературной пушниной» и эссеис- тическими пассажами своего мартовского, 1927 года, доклада. И, конечно, «Заметками о ремесле», написанными, как мы знаем, еще до начала переписной эпопеи с Горьким. 3. Глазами «Щепки» Странные они, эти «Заметки о ремес ле». Проза в них переходит в очерк и обрат но, вымышленные герои соседствуют с ре альными, и все это окутано атмосферой ка- кого-то беспокойства, тревоги, почти стра ха. Перед чем-то то ли хорошим, сулящим ра дость, новые победы, в том числе духовные, толи плохим, катастрофическим. Сам Зазуб рин формулирует эти свои смутные броже ния в категориях «настоящий — ненастоя щий». Понять редактора «СО» можно: как раз тогда, в декабре 1927 года, заявила о себе группа «Настоящее», шумно и назойливо рек ламируя свой будущий одноименный жур нал. Зазубрин отказаться от участия в нем не мог — клятвы в верности пролетлитературе обязывали и связывали. И дружба с Сырцо вым, который «настоященцам» покровитель ствовал и на официальном уровне, как сек ретарь Сибкрайкома. Зная Александра Кур са, главу «Настоящего», Зазубрин представ лял, что это будет за журнал, но выхода не было. Раздвоенность, спутница всей его, особенно «красной» советской жизни, вновь обострялась. И это запечатлелось в «Заметках» са мым вызывающим образом. Здесь действу ет, наряду с автором, т.е. самим Зазубри- ным, «мой товарищ», тоже Зазубрин, но другой. Тот, который попал однажды в под вал ЧК, чтобы реальнее, правдивее напи сать роман о чекистах и их специфической деятельности. Будто это не Владимир Зазуб рин писал «Щепку», а кто-то другой, с по хожей биографией. Хочет ли Зазубрин, та ким образом, дистанцироваться от себя как автора «Щепки» образца 1923 года, осудить? Или, наоборот, оправдать, понять, сделать частью себя, своей личности, обрести це лостность, «настоящесть»? Определить точ но эту уклоняющуюся от ясности мысль не возможно. На поверхности — только иро ния, тень насмешки над тем, в чем ему са мому, без помощи, не разобраться. Хотя бы изобразить, описать: может, все и прояснит ся? Попытаемся вникнуть и мы, как это уже не раз делали ранее, по главам «Заметок». (1) Любезный товарищ и писатель Зазубрин, не называя имен, описывает предысторию своей «Щепки». «Любезный товарищ», подойдя в перерыве «многолюдно го собрания» к «молодому писателю», автору книги, где так реально описаны расстрелы, приглашает его прийти к нему в ЧК «посмот реть». В здании ЧК Канска (местным жите лям по сей день известен этот «белый трехэ тажный каменный дом») хозяин показывает пришедшему альбом, по-видимому, пригово ренных к расстрелу, с лицами, искаженными страхом. Потом товарищ по просьбе писате ля показывает, «как они падают», стонут, что говорят, что «кричат в последнюю минуту» и, наконец, где «падают в последний раз». Все это и «рассказы десятков людей» «молодой писатель» «тщательно записал». Мрачное, страшное не отвратило, а наоборот, вызвало прилив вдохновения. Сначала «выросла» по весть, потом роман. Зазубрин сообщает важ ную новость: «Роман этот будет скоро закон чен и напечатан, и здесь нет надобности из лагать его содержание». «Щепка» должна была появиться в «СО» и вполне вероятно, что она была мало похожа на ту, которая нам ныне из вестна. Ибо Зазубрин в конце 1927 года не тот, что в 1923-м, времени повести «Щепка». Он созрел для компромисса с пролетписателя- ми, СибАППом и, если с уверенностью го ворил о публикации в «СО», значит, было в ней что-то и «сибапповское». Впрочем, пуб ликация Зазубриным в №№ 1-2 1928 года возмутительных для «настоященцев» произ ведений и статей вроде бы говорит об обрат ном. Как было на самом деле, сказать невоз можно из-за отсутствия романа «Щепка». (2) Мой товарищ, Игру в «моего товарища», т.е. самого себя и в то же время как будто и не себя, Зазубрин продолжает и развертывает. Он рассказывает свою/«его» биографию: как по сылал до революции рассказ в одну из «Правд», как «в 20-м году, очнувшись после трех недель тифозного бреда», начал писать роман, в 21-м издал его, получил пять мил лионов рублей и потратил их на дрова — все это реальные факты жизни реального Зазуб рина. Идея нового романа возникла после знакомства с «любезным товарищем». И вот тут nota bene: «5 лет» «мой товарищ» «раз рабатывал найденную (золотую) жилу» и «теперь его работа близка к концу». В этих словах ощущается и радость от окончания долгой работы, и чувство облегчения, по скольку этот «товарищ», т.е. его alter ego, «надоедал и мешал мне». С самоиронией, похожей, впрочем, на рассказ выздоравли вающего тяжелобольного, он повествует о том, как этот «товарищ» «диктаторски опре делял круг моих знакомств», среди которых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2