Сибирские огни, № 12, 2010
няком. Теперь бороду нужно было сбрить. И оставить только горьковские усы. Но Зазуб рин оставался верен своему сибирскому про шлому, как ни пытался его ругать. И весь сто личный период своей жизни писал сибирс ко-алтайский роман «Горы» и переиздавал канские «Два мира». В нем, его сознании, уживались Горький и Зазубрин, «усы» новой столичной жизни и «борода» старой, сибир ской. Горький воскрешал Зазубрина, а Зазуб рин в Зазубрине его снова низвергал. В этом суть их отношений и переписки. Зазубрин отнесся к первому письму Горь кого поначалу как к лит. материалу, возмож ности вставить удачную цитату в свой юби лейный текст. Подобно тому, как это дружно сделали его коллеги по № 2 «СО» Вяткин и Итин. Небольшая статья «Максим Горький (1868—1928)» получилась почти газетной, но не штампованно-поздравительной, а про блемной. Там говорится о проблеме молодых писателей, будущих авторов «СО», которая беспокоила Зазубрина, получающего упреки в «академизме» журнала, обращенности его в прошлое, зацикленное™ на деревне, кресть янах. Он цитирует из письма Горького отры вок о «литературных младенцах»: «Многим со стороны — да нередко и мне самому эта моя возня с “младенцами” кажется смеш ной, частенько я делаю ошибки, но ведь ничего нет легче, как ошибиться в оценке человека, весьма сложного, самого слож ного существа. Однако нередко удавалось мне и правильно отгадывать полную цену младенца...» Ситуация, собственно, зазубринская: так и теми же словами он мог бы сказать и о себе. И потому дальше в статье резюмиру ется: «Мы согласны с Горьким. Лучше пе рехвалить десяток писателей и поэтов. Пусть девять не оправдают наших надежд, но один из них будет подлинным творцом. Никакие похвалы не спасут бездаря, но гру бый окрик, кованый сапог “упростителя” способен погубить и гения». Зазубрин чувствует себя «Максимом Горьким», почти на равных с ним. Да, клас сик старше, заслуженнее, определенно муд рее. Но -— будто бы в прошлом: юбилей ото двигает его в область истории, преданий, хре стоматий. Может быть, отсюда этот неволь ный ляп в заглавии: даты юбилея как даты смерти — сразу и не сообразишь. Хотя За зубрин и пишет о его неюбилейной молодо сти, о том, что «мы не верим, что Максиму Горькому шестьдесят лет», можно предпо ложить, что это лишь лит. прием. Как в ста тье о Ленине, где неумерший Ильич являет ся в Кремль на работу и рефреном прохо дит: «Ленин умер, жив ленинизм». «Горько- визм» Горького Зазубрин ощущал как по стоянную поддержку молодой сибирской ли тературы. На этот раз не в смысле «молодых- начинающих», но и всей сибирской советс кой литературы и «СО» в особенности. Имен но в письме Зазубрину Горький написал эти, ставшие хрестоматийными, слова: «...отлич ная культурная работа “Огней” разожжет ду ховную жизнь грандиозной Сибири». Такая высокая похвала, в том числе и его, Зазубри на, работы, вызвала и ответные чувства. Он три раза в маленькой статье повторил эпитет «ласковый»: «молодая его ласковость и лю бовь к человеку», «горячо-ласковый, внима тельный Максим Горький заглянул к нам», «в наших сердцах живой образ мужественного бойца, ласкового внимательного друга и то варища». Первое письмо Зазубрина, на которое, собственно, Горький и ответил процитиро ванным в статье письмом, было просто то варищеским, без особой «ласковости» — это письмо лит. коллеги, партнера, знающе го себе цену. Да, Зазубрин не хочет «мешать» мэтру, не хочет быть «назойливым», ему «противно» писать только для того, чтобы потом «похвастаться — вот я какой, мне Горький пишет». Написал же он исключи тельно в ответ на просьбу, «переданную че рез Чертову». Да еще и с «корыстным рас четом» высказаться о «нашем журнале, луч ше письменно, если будет время и охота». Так и только так. В этом строгом деловом стиле первого письма видна боязнь навяз чивости, отношений подчиненности, про сительное™, «лит. младенчества»: «Часто я поражаюсь назойливости, с которой лезут к Вам литературные младенцы». Фирмен ная зазубринская резкость, которая была уже чертой характера, т.е. вещью неустранимой (от которой он сам, может быть, и страдал), раззадорила Горького (не зря Зазубрин пи сал в своей статье о его «буйном задоре»). И он «разделал» (выражение Горького) его в ответном письме. Если продолжить ци тату, вставленную Зазубриным в статью, то дальше, после рассуждений о необходимо сти «возни с младенцами», Горький писал о «скрытой цели» своего письма — «повли ять и на Ваше отношение к литературным младенцам». Тут же выяснилось, что за «СО» Горь кий, оказывается, постоянно следит — «с 22-го г. журнал у меня есть, так что я могу составить себе более или менее полное пред ставление о всей работе “Сиб. Огней”», — и что он читал и самого Зазубрина. В частно сти, его «лётный очерк»: «... я пишу все это Вам, литератору, который хорошо чувству ет величие и прелесть езды “Неезженными дорогами”». Задор за задор. И уже 9 марта 1928 года, через две недели после горьковского пись ма (соблюдая заданный ритм: первое пись мо Зазубрина — 4 февраля, ответное, Горь кого— 23 февраля, то есть около двух недель)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2