Сибирские огни, № 12, 2010
двигал ее в Москве, возил в журналы и изда тельства? Значит ли это, что Зазубрин ради кально переработал «Щепку», так, что она стала совсем другим произведением, отли чающимся от известной нам повести? Ибо трудно представить, как в такие накаленные борьбой с Троцким и оппозицией дни мож но было читать публично, перед самим ГПУ, о том, какими кровавыми палачами и сумас шедшими они являются. Многое объясняли «Заметки о ремес ле», которые открывала как раз «чекистская» глава. Но до нее, помещенной на страни цах 241-255, читателю этого № 2 «СО» еще надо было добраться. И если он не спешил, то прозаический отдел номера — «Глухо мань» Н. Анова и «Глухая падь» Л. Улина, «Иностранцы» Александра Дымова и «Зо лотые тропы» Г1. Стрижкова и Н. Добросер- дова, а также «Бунтовщики» П. Семынина, — прочитанный сплошь, не порадовал бы разнообразием. Он предстал бы единым текстом, единой картиной советской дей ствительности конца 20-х годов, где пьян ствуют, развратничают и убивают без лиш них рассуждений и психологических глубин. А если и пытаются подвести «научную» базу, то выглядит это или пародийно или искусственно — для оживления сюжета. Психологию старой, дикой, лихой и разбой ной Сибири, как и «декадентской» дорево люционной интеллигенции, невозможно было изменить за несколько лет советской жизни. Она пряталась, уходила в подсозна ние, которое, по мнению А. Воронского, эво люционировавшего в своих эстетических взглядах от Плеханова к Фрейду, является едва ли не главным условием хорошей, ка чественной литературы. Как Зазубрин решился напечатать ста тью «Вопросы художественного творче ства» (№ 1) этого «нового» Воронского, хоть и под псевдонимом «Л. Анисимов», остает ся такой же загадкой, как и сплошь несоветс кая проза первых номеров «СО» за 1928 год. Не примирившийся-таки с ВАППом (хотя попытки были), Воронский и в этой статье критикует узкоклассовую эстетику сугубо пролетарского искусства. Корень разногла сий в том, что «сторонники взглядов журна ла “На литературном посту”» (орган ВАППа) считают, будто «художник не может выйти за пределы интересов, чувств, мыс лей» своего класса, тогда как Воронский от стаивал право и обязанность художника на «субъективный» взгляд на действительность, благодаря которому он только и может прав диво изображать. Ибо искусство — это то же познание мира, но, в отличие от научно го, оно происходит с помощью образов. Но таких, которые способны вобрать в себя и обобщить реальные, а не придуманные объекты действительности. Писателям надо использовать опыт Толстого и Достоевского, только диалектически: «Толстым — ограни чить пессимизм Достоевского и Достоевским — поправить оптимизм Толстого». То есть осознать «относительность, условность про тиворечий между сознанием и бессозна тельным». Но главным для Воронского остается «чутье» к «бессознательным истокам жиз ни», «силе стихийного в человеке». То, что есть у старых знакомых: «Бабель, Пильняк, Всев. Иванов, Есенин, Пастернак, Н. Тихо нов». Лучших пролетписателей он мягко на зывает «наиболее рационалистичными»: «Либединский, Никифоров, Безыменский, Жаров». И вот они, главные слова, которые могли подвигнуть Зазубрина на публикацию в «СО» только правдивых, жизненных про изведений: «Искусству наших дней все еще не хватает художественной правдивости... изображать только то, что непременно, бе зусловно бывает (“завет Толстого”)... важ но, чтобы писатель вдохновлялся не книга ми, газетами, не журнальными статьями, а самой жизнью, потому что только они по могают художнику освободиться от всяко го застойного, отжившего». В то время как «у нас много грубых, явно фальшивых и бессовестных подделок под революцион ность». Если Зазубрин принял эти слова за программу действий, то можно не удивлять ся, откуда так много «жизненной» прозы в этих трех «сибогневских» номерах. Не лишне спросить также, откуда Зазуб рин взял многие их этих произведений. Во- ронского-Анисимова он мог видеть в Моск ве, где был не только на XV съезде, но и по делам ФОСП, в котором Воронский был не рядовым членом. Возможно, что роман Югова «Безумные затеи Ферапонта Ивано вича», повести А. Давурина «За кругом» и «Глухая падь» Л. Улина или даже «Иност ранцы» А. Дымова взяты из того же столич ного источника. По крайней мере, больше упомянутые авторы в «СО» никогда не по являлись. Вспомним замечание Воронско го, что Югова он временно не будет печа тать в «Красной нови», дожидаясь от него более качественных вещей. Что же касается Вяч. Шишкова, чьи «Истоки (из романа «Угрюм-река)» откры вали № 3 «СО», то и здесь сказать точно не возможно. Скорее же всего, текст Шишкова попал в «СО» через Вяткина, напечатавшего рассказ писателя в своем журнале «Сибирь» в 1926 году и знакомого с ним еще с дорево люционных времен. Первая же глава «Исто ков» рассказывает о перочинном ноже, ко торым еще юный Прохор Громов «со зве риной радостной злобой полоснул» наме ченную жертву в драке «семинаров» и «гим- назеров». Совсем в духе «Глухомани» и «Зо лотых троп». Эпопея молодого безжалост
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2