Сибирские огни, № 12, 2010
женщин, заставят забыть ваш язык, культуру и обычаи, подымайтесь и бейтесь до смерти последнего оставшегося!»43. Не отрекающе гося от битвы хоть до последнего чеченца шейха не замедлили записать в пацифисты, как и Толстого, который в исключительных случаях не отрицал крайних мер. «Все в нем — глаза, манеры, способ выражения — говорило о том, что принцип, заложенный в него глубоко самой приро дой, — отнюдь не смирение и покорность, а борьба, страстная борьба до конца»44, — писал драматург Н.И. Тимковский, называя «ударами бича» произведения писателя, «на влекшие на автора гнев сильных». «Не носите с собой оружия. Держитесь подальше от него. Оружие напоминает вам о насилии и уводит в сторону от тариката. Сила оружия — ничто по сравнению с силой души человека, верно идущего по тарикату»45, — убеждал Кунта-хаджи свой народ. 3 сентября 1852 г. Лев Толстой записы вает в дневнике, «придя с ученья»: «...Упот реблю все время, которое принужден буду остаться здесь, на то, чтобы быть лучше и приготовить себя к той жизни, которую я из брал»46. Трижды благословенной была бы армия любой страны, где, после учений, солдаты и офицеры возвращались бы в казармы с мыс лью разгадать «таинственную связь души и тела», чтобы «быть лучше» и творить «добро ближним»! Не с очередных ли проповедей кунтахаджинцев вернулся тогда Толстой до мой, чтобы засесть за дневник? «Всевышнему угодно, чтобы мюрид проводил своё время в добрых делах, таких, как ремонт дорог и мостов, выращивание деревьев вдоль дорог... Мюрид обязан наве щать больных... Должен интересоваться, в чём нуждаются старики, сироты, все хилые и немощные, оказывать им посильную по мощь...»47, — читаем мы в наставлениях молодого шейха. Кто не узнает в них добрые дела Л. Толстого, вплоть до разработанного им «проекта заселения всей России леса ми»48? И если осуществить этот проект Тол стому было не суждено, то в Ясной Поляне он «разбил яблоневые сады» и «сделал боль шую посадку леса»49, о чем пишет Степан Андреевич Берс, подчеркивая, что в Ясной Поляне Толстой хозяйничал сам. «Отношение к животному должно быть более внимательным, чем к человеку, ибо оно не ведает того, что творит. Забравшуюся в ого род скотину нельзя бить, проклинать... Му чить, издеваться над животными — тяжкий грех. Грешно убивать безвинных птиц, насе комых, всё живое. Всё живое, не причиняю щее вреда человеку, должно быть защищено мюридами»50, — призывал шейх. Слуга Толстого С.П. Арбузов, вспоминая о прогулке с графом в Оптину Пустынь в 1878 г., рассказывал, что Толстой дал ему на расходы 20 рублей, которые он «обязан был давать по 10, 15 копеек»51 нищим при встрече с ними по дороге. На вопрос старца: «добр ли граф?», слу га Толстого отвечал:«... в особенности он добр ко вдовам с детьми: своими руками пашет зем лю, косит траву и весь хлеб»52. Почему Толстой помогал вдовам и сиротам, выделяя их особо из общей крестьянской среды? На вопрос этот ответ мы найдем в Чечне. Перманентные вой ны умножали число вдов и сирот, о которых нужно было заботиться в первую очередь. Для чеченцев это означало спасение и сохранение нации. Чем это было для Толстого, вернувше гося в Россию из Чечни, не трудно догадаться. «Лошадь никогда не ударит кнутом»53— вспоминал Арбузов, как нечто несвойствен ное для человека, работающего в поле. А «революционер» из мужиков Е.Е. Лаза рев, вспоминая свое первое знакомство с Толстым на лоне природы, писал: «Бей по голове двуглавую хищную птицу! — крича ла на всю степь молодежь. —Не тронь и кло па! — отвечал Толстой»54. Сумевший отстоять свои убеждения перед церковью, Толстой хорошо понимал, что после смерти попадет в зависимость от воли своей не примирившейся супруги. По чти полувековая совместная жизнь не сдела ла их ближе по духу. Все попытки Льва Тол стого бежать от нее заканчивались неудачей. Не стало исключением и последнее бегство. Но, не приняв перед смертью ни супругу, ни священника, упорно настаивавших на при еме, Толстой показал всем, что они оба были чужды ему перед лицом Всевышнего. На рушив волю покойного и проведя обряд от певания, Софья Андреевна подтвердила худ шие опасения своего мужа. «Мюридизм отнял у русской империи почти половину ее сил. Каких трудов стоило подавить его? Теперь новая и еще худшая про поведь зикры и тариката опять разносится по Кавказу... Если она не будет подавлена в за родыше, может выйти очень нехорошо... Ког да мусульманский закон считает тарикат и зи- кир необязательными, то русский закон может считать их обязательно запрещенными... Лю дей, которые будут нарушать это положение, немедленно высылать из края...»55— совето вал автор «Кавказской войны», не догадыва ясь, что мюридизм уже отнял у русской импе рии основную ее силу — Льва Николаевича Толстого. И то, что духовный Учитель Толсто го был «немедленно выслан из края», не по могло Империи вернуть великого писателя в лоно православия, который уже смотрел на мир из-под «грозно нависших бровей, прон зительными»56, «волчьими глазами»57. Глазами чеченца?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2