Сибирские огни, № 12, 2010
Это были не просто слова. Два года, про веденные в Чечне в молитвах, перевесили в судьбе Толстого 56 лет, прожитых им после Чечни в тех же молитвах, но уже без зикров! Не к концу жизни, а с тех пор, как вернулся из Чечни, Лев Николаевич был для окружающих человеком, который «с отличными ногами непременно хочет ходить на голове», как пи сал П.В. Анненкову И.С.Тургенев, пообщав шись с молодым Толстым в Париже. А Толстой, наоборот, настойчиво и не уклонно отстаивал свое право быть самим собой, веруя в религию «отцов своих» и «ува жая ее», как он прописал в «своей молитве». Поэтому нет ничего удивительного в том, что всю жизнь Толстой ходил в одежде чеченских старцев27 (начиная от круглой шапочки-тю- бетейки и кончая мягкими «кавказскими» сапогами), шил себе блузы чеченские, «свое образный фасон» которых отмечали все, без исключения; волосы и бороду подстригал «раз в месяц, в новолунье», говоря, что «это му он научился у магометан»28. Интересны в этом отношении воспоми нания дочери Толстого Татьяны: «Несколь ко раз я ощущала, как его сильные руки, опус тившись на мои плечи, заставляли меня обер нуться, чтобы я именно справа увидела на рождающийся месяц»29. Для Толстого-маго- метанина это было очень важно. Вспомним его запись в дневнике от 3 сентября 1852 года: «Видел месяц с левой стороны»30. Выходит, нужно было «именно справа»! Толстой, как все кунтахаджинцы, был предельно умерен в еде. И не только коррес пондент «Нового времени» А.Н. Молчанов31 заметил это. Зная об участи шейха и его мю ридов, Толстой мечтал «пострадать за веру» и часто говорил, что «был бы рад гонени ям»32; как непротивленец насилию насилием писатель был виновником массовых «отка зов от военной службы»33 даже в 1896 году. По наблюдению Д.П. Маковицкого34, покидая старцев в Оптиной Пустыни, Тол стой отсылал вперед экипаж: «имел обычай» уходить вперед пешком, «когда уезжал, где гостил», — вспоминал домашний врач Тол стых. Это обычай чеченцев: в знак уважения к хозяину, гость уходит на приличное рас стояние от дома пешком, отослав вперед транспорт, на котором приехал. Из предсмертного завещания Толстого мы узнаём, что он хотел, чтобы его похоро нили без креста, «как можно скорее» и «не класть венков на его гроб»35. Так Толстого похоронили бы в Чечне. Так, убедившись, что не доедет до Чечни, он завещал похоро нить себя в Ясной Поляне, не догадываясь, что желание его быть похороненным по ма гометанскому обряду родные и близкие вы дадут за примитивное желание упокоиться под «муравьиной кучей» на месте закопанной некогда «зеленой палочки» спасения челове чества. По иронии судьбы, человек, отрицав ший всякие чудеса, был не только заподозрен, но в какой-то степени будто уличен в вере в чудодейственную силу какой-то палочки и «муравьиного братства». «Коренная разница между шариатом и тарикатом та, что шариат есть... — сделка между религией и действительностью. Тари- кат же есть абсолютный вывод из духа зако на, ставящий действительность ни во что. По шариату мусульманин может как-нибудь ужиться с иноверцами; по тарикату это не возможно»36, — подчеркивал Р. Фадеев. Не поэтому ли Толстой периодически предпри нимал попытки бежать из дому и, в конце концов, осуществил свой побег в том возра сте и в том физическом состоянии, когда не было и не могло быть никакой уверенности, что доедет до цели? Главное было уйти!.. «... В святых местах мусульманских, где закон соблюдается во всей чистоте, инове рец никогда не может быть допущен, чтоб не заразить дыханием воздуха, в котором молятся правоверные»37, — читаем мы у Фадеева. То, что Толстого допустили в Чеч не до совершения зикра, говорит о том, что его здесь не считали иноверцем38. Но не по тому ли сам Толстой всегда уходил на мо литву в лес? (Его домочадцы были право славными.) А узнаём мы об этом не только из вос поминаний художника Репина, который до жидался Толстого перед лесом в течение часа, пока тот совершит свою молитву, и, не сдержавшись, сделал-таки набросок своей знаменитой картины, на которой Толстой изображен босиком39. После очередной ссоры с мужем, нака нуне его окончательного ухода из Ясной Поляны, 14 октября, Софья Андреевна пи шет ему: «И вот, Лёвочка, ты ходишь молить ся на прогулке, помолясь, подумай хорошень ко. ..»40У Татьяны, старшей дочери писателя, читаем: «Проснувшись, он уходил в лес или в поле. По его словам, он ходил “на молит ву”...»41 Как Толстой молился в лесу, мы ви дим на картине Репина. Так стоит на молит ве только мусульманин. «Во сне видел, что говорю с священни ком о пьянстве, о терпимости и о чем-то еще... О терпимости: не презирать ни жида, ни татарина, любить. А мне: православно го»42, — записывает в дневнике Толстой 28 февраля 1890 года, находясь в Оптиной Пустыни. К терпимости призывал свой народ Кун- та-хаджи, когда убеждал: «Из-за системати ческих войн мы катастрофически уменьша емся... Дальнейшая война не угодна Богу... если скажут, чтобы вы шли в церковь, идите, ибо это только строение. Если заставят но сить кресты, носите их, так как это только железки... Лишь если будут трогать ваших
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2