Сибирские огни, № 12, 2010

век-Дух, устремленный не только к видимо­ му Небу, но к самому престолу Божьему. Если бы Толстой, как Фадеев, наблюдал зикры со стороны, то он так же должен был бы уви­ деть эти «обмороки» и «одурения». Но Тол­ стой нашел правильное слово для человека, который непременно должен был прочув­ ствовать это состояние сам, изнутри, и слово это — «экстаз», что дает нам основание пред­ положить, что Толстой лично участвовал в зикрах. «Вчера я почти всю ночь не спал, попи­ савши дневник, я стал молиться Богу, — записывает Толстой в дневнике в ночь с 11-го на 12-е июня 1851 г. — Сладость чув­ ства, которое испытал я на молитве — пере­ дать невозможно... Мне хотелось слиться с Существом всеобъемлющим. Я просил его простить преступления мои; но нет, я не про­ сил этого, ибо я чувствовал... что мне нечего просить, и что я не могу и не умею просить. Я благодарил, да, но не словами, не мыслями. Я в одном чувстве соединял все — и мольбу и благодарность. Чувство страха совершен­ но исчезло. Ни одного из чувств — Веры, Надежды и Любви я не мог бы отделить от общего чувства. Нет — вот оно чувство, ко­ торое я испытал вчера — это любовь к Богу, — Любовь высокую, соединяющую в себе все хорошее, отрицающее все дурное. Как страшно было мне смотреть на всю мелочную порочную сторону жизни. Я не мог постигнуть, как она могла завлекать меня. Как от чистого сердца просил я Бога принять меня в лоно Свое. Я не чувствовал плоти, я был один дух...»20 В зикре нет молитвы, т.е. текста, нет мыс­ лей, есть Мысль-Желание непременно дос­ тичь состояния шоукъ (экстаза), переходящее на определенной высоте этой Мысли в одно сплошное Чувство, когда плоть уступает мес­ то Духу, который беспрепятственно достига­ ет Неба, а круг, по которому несется этот бо­ жественный вихрь, создает энергетические вертикальные ворота во Вселенную, где и происходит слияние со Всевышним, Который везде и во всем. Чтобы дойти до этой высоты мысли и высвободить Дух, зикристам необ­ ходимо совершать многочасовое ускоряю­ щееся во времени круговое вращение. Стоя перед иконой, даже на коленях, нельзя вознестись и слиться с «Существом всеобъемлющим», потому что ты невольно все время ощущаешь свое присутствие в замкнутом пространстве перед конкретным святым ликом Христа, которого «Всеобъем­ лющим» трудно представить, поскольку это сын земной женщины. Но Толстой и не го­ ворит об иконе. Можно уверять себя, что гению дано больше, чем простому смертному, но что­ бы человек «был один Дух» во время молит­ вы, нужно часами простаивать перед Богом, нужно приучать уста к молитве. А для этого, как минимум, нужно просто иметь свое ду­ ховное пространство, чего у Толстого, про­ живающего вместе со своим старшим бра­ том Николаем, не было. «Мы живем теперь с братом между та­ кими людьми, с которыми нам нельзя не со­ знать взаимное превосходство над другими; но мы мало говорим между собой, как буд­ то боимся, сказав одно, дать догадаться о том, что мы хотим от всех скрывать. Мы слиш­ ком хорошо знаем друг друга»21, — записы­ вает утром следующего дня в дневнике Лев Толстой, не скрывая более своего нарастаю­ щего разочарования в старшем брате. Но «не прошло часу» после столь ис­ креннего и высокого молитвенного предсто- яния, как Толстой вновь «почти сознательно слышал голос порока, тщеславия, пустой стороны жизни»22. Разрываясь между дей­ ствительностью и новой реальностью, Тол­ стой писал: «Знал, откуда этот голос, знал, что он погубит мое блаженство, боролся и поддался ему. Я заснул, мечтая о славе, о женщинах; но я не виноват, я не мог. ...Как смел я думать, что можно знать пути Прови­ дения. Оно — источник разума, и разум хо­ чет постигнуть... Хочу молиться, но не умею; хочу постигнуть, но не смею...»23. «Не умею молиться» — пишет человек, читавший этой ночью молитвы, «которые обычно творит», т.е. заученные с детства: «Отче, Богородицу, Троицу, Милосердия Двери, воззвание к ангелу-хранителю и по­ том остался еще на молитве...»24 Да простит меня Господь, но тексты всех молитв, перечисленных Толстым и не на­ званных, но обязательных на «сон гряду­ щий», не дают человеку погружаться в одно состояние, которое может называться «сли­ янием» с «Существом всеобъемлющим», поскольку через каждые 15-20 секунд внима­ ние молящегося должно переключаться с од­ ного конкретного святого лика на другой. Так где и когда Толстой приобрел этот высокий духовный опыт? На Кавказе «я стал думать так, как толь­ ко раз в жизни люди имеют силу думать... Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, не заглядывал туда, как в это время, продолжавшееся два года. Я не мог понять, чтобы человек мог дойти до такой степени умственной экзаль­ тации, до которой я дошел тогда... И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением»25, — писал он, спустя годы, A.A. Толстой. Случайно ли, что именно ей, своей двоюродной тете, Толстой напишет откровенно: «...Только, пожалуйста, не об­ ращайте меня в христианскую веру... по­ жалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрас­ но...»26 (выделено мной. — М. В.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2