Сибирские огни, № 12, 2010

ведь зикра» никак не могла быть «внесена» в Чечню в 1860 году, когда шейх вторично на­ ходился в Мекке, куда в 1859 году его вы­ нудил уехать имам Шамиль. Более того, 25 августа того же года Шамиль доброволь­ но сдается в плен князю Барятинскому, а Кунта-хаджи возвращается в Чечню только в 1861 году, значит, пути их больше не пере­ секались. Возникают вопросы: за что имам Шамиль «сослал» шейха в Мекку, если тот себя никак не обнаруживал? Когда и каким образом удавалось Кунта-хаджи ослаблять власть Шамиля в Чечне, если основным орудием шейха были зикры, о которых умал­ чивает Фадеев? Если до 1860 года Кунта-хаджи еще не начинал действовать, то кто же пошатнул ав­ торитет Шамиля в Чечне настолько, что в 1858 году он вынужден был дважды (6 июля в Шатое и 16-го — в Шалях) собирать всех че­ ченских наибов (руководителей округов) и улемов (богословов) с просьбой не остав­ лять его на произвол судьбы? В третий раз имам собрал их всех в Эрсеное 1 апреля 1859 года, очевидно, уже после того, как заставил шейха покинуть Чечню. Но остановить на­ чавшийся процесс замирения было невоз­ можно. До пленения Шамиля оставались месяцы... Какой ценой доставалось народу право на жизнь, данное ему Всевышним, и в каких тяжелейших условиях шла битва шей­ ха за жизнь каждого чеченца, события тех дней говорят сами за себя. 13 декабря 1857 года генерал Евдокимов пишет рапорт военному министру генерал- адъютанту Сухозанету, что «все непокорное население Большой Чеченской плоскости после 16-летней ожесточенной войны поко­ рено, на ней не осталось ни одной сакли»15. Со 2 по 19 апреля 1858 года, разорив 96 аулов на пространстве от Теньги до Гехи и переселив оставшихся в живых жителей к русским крепостям, генерал Евдокимов ра­ портовал об «окончательном завоевании Малой Чечни»16. 15 июля 1859 года военные действия из Чечни перенесены в Дагестан, но без под­ держки чеченцев Шамиль уже через месяц отдает себя в руки своих врагов, на 61 году жизни подведя черту под 60-летней непре­ рывной кавказской войной. Русским импе­ ратором был дарован имаму и его много­ численному семейству почетный плен с до­ стойным содержанием — непротивленца Кунта-хаджи и его сподвижников ждала впе­ реди пожизненная ссылка с существовани­ ем впроголодь и преждевременная смерть на чужбине. Мир на Кавказе, особенно в Чечне, не входил в планы империи. Экскурс этот нам понадобился для того, чтобы оспорить у Фадеева дату появления в Чечне громкого зикра, и чтобы показать, что учение «непротивления злу насилием», востре­ бованное самим временем, появилось сначала в Чечне, и отсюда было завезено в Россию Тол­ стым. На искусственно создаваемой почве уче­ ние это в крепостной стране сузилось до «сек­ ты толстовцев»: «самой непостижимой и чуж­ дой»17самому Толстому секты, поскольку без мощной духовной составляющей Непротивле­ ние сходит на нет: рабство не питает Дух, оно его изничтожает. В Чечне же ожесточенные сражения воинов с именем Аллаха на устах сменились не менее яростными духовными битвами зикристов, которые и в XXI веке ока­ зались в авангарде духовно-нравственного возрождения народа. Но еще большее недоумение вызывает само описание Фадеевым зикра, которое ста­ вит под сомнение вообще существование «мусульманских прыгунов». Такого зикра в природе человеческой просто быть не мог­ ло и не может: «Совершив вечерний доста- маз (омовение) и намаз, люди садятся в кру­ жок, локоть к локтю, и говорят вместе речи­ тативом... махая головой в обе стороны и подергивая плечами; наконец они начинают подпрыгивать все в той же позе, поджав под себя колени; есть такие искусники, которые умудрились прыгать в таком неловком по­ ложении на аршин высоты... Во все время зикира мысль упражняющегося должна быть сосредоточена на Аллахе и его 99 могуще- ствах (свойствах), он должен также вспоми­ нать имена 24 негамбаров (великих святых), не останавливая на них мысли, так чтоб они только скользили в голове; все же существо должно быть приковано к имени Аллаха. Если человек сумел сосредоточиться, как следует, то результатом упражнения должен быть полный обморок (джазма); тогда, зна­ чит, молитва его принята. Если он не может достигнуть такой высокой степени, то он ста­ рается, по крайней мере, прийти в одурение, и точно: есть от чего»18. Еще бы. Если в такой позе сидеть еще можно, то подпрыгивать, да еще и на такую высоту, в полуобморочном состоянии, не сбиваясь с ускоряющегося ритма и повто­ ряя обязательные слова молитвы, — просто нереально. Зачем нужно было извращать происхо­ дящее — разговор отдельный. Обратим вни­ мание на то, что объективно должно проис­ ходить с зикристами — это «полный обмо­ рок», «одурение», говоря языком Р. Фадее­ ва, или «высший религиозный экстаз», гово­ ря словами Л.Н. Толстого. «Экстатическое состояние — шоукъ»19 (чеч.), назвать обмороком никак нельзя, даже если это «священный» обморок, по Фадее­ ву. Потому что сознание зикриста не отклю­ чается, а, наоборот, доходит до высшей сте­ пени, когда он ощущает полное слияние с Богом, растворяясь в Нем настолько, что пе­ рестает ощущать телесное — он весь — чело­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2