Сибирские огни, № 12, 2010
ведь зикра» никак не могла быть «внесена» в Чечню в 1860 году, когда шейх вторично на ходился в Мекке, куда в 1859 году его вы нудил уехать имам Шамиль. Более того, 25 августа того же года Шамиль доброволь но сдается в плен князю Барятинскому, а Кунта-хаджи возвращается в Чечню только в 1861 году, значит, пути их больше не пере секались. Возникают вопросы: за что имам Шамиль «сослал» шейха в Мекку, если тот себя никак не обнаруживал? Когда и каким образом удавалось Кунта-хаджи ослаблять власть Шамиля в Чечне, если основным орудием шейха были зикры, о которых умал чивает Фадеев? Если до 1860 года Кунта-хаджи еще не начинал действовать, то кто же пошатнул ав торитет Шамиля в Чечне настолько, что в 1858 году он вынужден был дважды (6 июля в Шатое и 16-го — в Шалях) собирать всех че ченских наибов (руководителей округов) и улемов (богословов) с просьбой не остав лять его на произвол судьбы? В третий раз имам собрал их всех в Эрсеное 1 апреля 1859 года, очевидно, уже после того, как заставил шейха покинуть Чечню. Но остановить на чавшийся процесс замирения было невоз можно. До пленения Шамиля оставались месяцы... Какой ценой доставалось народу право на жизнь, данное ему Всевышним, и в каких тяжелейших условиях шла битва шей ха за жизнь каждого чеченца, события тех дней говорят сами за себя. 13 декабря 1857 года генерал Евдокимов пишет рапорт военному министру генерал- адъютанту Сухозанету, что «все непокорное население Большой Чеченской плоскости после 16-летней ожесточенной войны поко рено, на ней не осталось ни одной сакли»15. Со 2 по 19 апреля 1858 года, разорив 96 аулов на пространстве от Теньги до Гехи и переселив оставшихся в живых жителей к русским крепостям, генерал Евдокимов ра портовал об «окончательном завоевании Малой Чечни»16. 15 июля 1859 года военные действия из Чечни перенесены в Дагестан, но без под держки чеченцев Шамиль уже через месяц отдает себя в руки своих врагов, на 61 году жизни подведя черту под 60-летней непре рывной кавказской войной. Русским импе ратором был дарован имаму и его много численному семейству почетный плен с до стойным содержанием — непротивленца Кунта-хаджи и его сподвижников ждала впе реди пожизненная ссылка с существовани ем впроголодь и преждевременная смерть на чужбине. Мир на Кавказе, особенно в Чечне, не входил в планы империи. Экскурс этот нам понадобился для того, чтобы оспорить у Фадеева дату появления в Чечне громкого зикра, и чтобы показать, что учение «непротивления злу насилием», востре бованное самим временем, появилось сначала в Чечне, и отсюда было завезено в Россию Тол стым. На искусственно создаваемой почве уче ние это в крепостной стране сузилось до «сек ты толстовцев»: «самой непостижимой и чуж дой»17самому Толстому секты, поскольку без мощной духовной составляющей Непротивле ние сходит на нет: рабство не питает Дух, оно его изничтожает. В Чечне же ожесточенные сражения воинов с именем Аллаха на устах сменились не менее яростными духовными битвами зикристов, которые и в XXI веке ока зались в авангарде духовно-нравственного возрождения народа. Но еще большее недоумение вызывает само описание Фадеевым зикра, которое ста вит под сомнение вообще существование «мусульманских прыгунов». Такого зикра в природе человеческой просто быть не мог ло и не может: «Совершив вечерний доста- маз (омовение) и намаз, люди садятся в кру жок, локоть к локтю, и говорят вместе речи тативом... махая головой в обе стороны и подергивая плечами; наконец они начинают подпрыгивать все в той же позе, поджав под себя колени; есть такие искусники, которые умудрились прыгать в таком неловком по ложении на аршин высоты... Во все время зикира мысль упражняющегося должна быть сосредоточена на Аллахе и его 99 могуще- ствах (свойствах), он должен также вспоми нать имена 24 негамбаров (великих святых), не останавливая на них мысли, так чтоб они только скользили в голове; все же существо должно быть приковано к имени Аллаха. Если человек сумел сосредоточиться, как следует, то результатом упражнения должен быть полный обморок (джазма); тогда, зна чит, молитва его принята. Если он не может достигнуть такой высокой степени, то он ста рается, по крайней мере, прийти в одурение, и точно: есть от чего»18. Еще бы. Если в такой позе сидеть еще можно, то подпрыгивать, да еще и на такую высоту, в полуобморочном состоянии, не сбиваясь с ускоряющегося ритма и повто ряя обязательные слова молитвы, — просто нереально. Зачем нужно было извращать происхо дящее — разговор отдельный. Обратим вни мание на то, что объективно должно проис ходить с зикристами — это «полный обмо рок», «одурение», говоря языком Р. Фадее ва, или «высший религиозный экстаз», гово ря словами Л.Н. Толстого. «Экстатическое состояние — шоукъ»19 (чеч.), назвать обмороком никак нельзя, даже если это «священный» обморок, по Фадее ву. Потому что сознание зикриста не отклю чается, а, наоборот, доходит до высшей сте пени, когда он ощущает полное слияние с Богом, растворяясь в Нем настолько, что пе рестает ощущать телесное — он весь — чело
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2