Сибирские огни, № 12, 2010
тивленцем, делает ему больше чести, чем любой другой факт в его биографии»7, Тол стой дает нам понять, что даже за океаном способен разглядеть своего единомышлен ника. Не значит ли это, что дневники писате ля прошли жесткую цензуру и нужно на учиться читать между строк? Отрицая же влияние Кунта-хаджи на ми ровоззрение Толстого, можно договориться и до того, что многоженство чеченцы переняли у мормонов — американской секты, допускав шей полигамию. Получается, что даже элемен тарного любопытства не проявляет к зикрис- там молодой человек, в нетерпении ожидаю щий прикрепления к армии хоть в качестве рядового, но все время задающийся вопроса ми:«.. .Под влиянием какого чувства решается человек без видимой пользы подвергать себя опасности и, что еще удивительнее, убивать себе подобных?»8; «Неужели тесно жить лю дям на этом прекрасном свете, под этим неиз меримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»9... «Жалкий человек. Чего он хочет!..» — продолжим устами Лермонтова, поскольку Толстой находится на войне, которая нача лась задолго до рождения поэта и длится пос ле его гибели уже 11 лет! Должен был, в кон це концов, появиться хоть кто-нибудь на этой земле, кто остановил бы это целенаправлен ное чудовищное истребление народа регу лярной армией великой империи, которое началось еще в 1706 году, когда командую щим Кизлярским краем был назначен гене- рал-фельдмаршал Шереметьев. Но на земле о мире думать одним было некогда, а дру гим незачем. И тогда сам Всевышний послал на землю человека, который еще при жизни был причислен к «356 мусульманским свя тым, постоянно живущим на земле и спаса ющим человечество»'0. Совершив в 1848 году паломничество в Мекку, побывав в Турции и арабских стра нах, Кунта-хаджи в 1850 году возвращается в Чечню членом суфийского ордена Кадария, глубоко убежденным, что помощи извне ждать неоткуда, нужно спасать свой народ, полагаясь на волю Всевышнего. Опоясывая со своими последователями землю чеченс кую духовными кругами зикристов, сотря савших основы имамата Шамиля, Кунта-хад- жи публичными громкими молитвами стал отвоевывать у великого имама сторонников войны до победного конца, и народ, в ком «любовь безмерна», как и ненависть, при нял предложенную альтернативу. Трудно представить, чтобы Толстой, при регулярных встречах с «кунаками из Старого юрта», не попытался получить у них ответ на мучив шие его вопросы о войне и мире. Еще нере альнее думать, чтобы эти «кунаки» (Балта Исаев, Садо Мисербиев, Бота, Дурда, Ильяс и др. чеченцы) ни разу сами не заговорили с Толстым о том, что связано с новым гром ким именем. Развлекавшие русского друга эпически ми песнями — илли, подбрасывавшие ему «сюжеты для Кавказского рассказа»", не упу стившие случая рассказать «про стычку Хад- жи-Мурата с Арслан-Ханом за мечеть»12 и пр., пр., кунаки Толстого, как сговорившись, молчат о человеке, который активно и чрез вычайно оригинально призывает к миру. «Усовершенствование, привезенное в край новым зикиром, состоит в прыганье, так что нынешних зикристов можно назвать мусульманскими прыгунами, как есть рус ские прыгуны между раскольниками»13, — пишет офицер и публицист P.A. Фадеев. Бу дучи на 4 года старше Толстого, он не только гораздо успешнее делал свою военную ка рьеру в Чечне, но, получается, был и более осведомлен в обстановке и даже имел с чем сравнить происходящее. У Толстого мы не найдем ни слова о «прыгунах», и не только потому, что Фадеев пишет о событиях 1860 года. Замалчивание имени основателя нового зикра и Фадеевым тоже говорит о многом. Очевидно, влияние шейха из Илсхан-юрта на массы было столь велико, что решено было максимально за малчивать о нем любую информацию, по скольку и сегодня в архивах и музеях трех областей, которым до 1838 года передавалась Устюжна, из истории самого города изъяты годы пребывания там, в ссылке, шейха Кун та-хаджи. Чего не скажешь о Псковском об ластном архиве (ГАПО), в котором сохрани лась вся переписка местной жандармерии с канцелярией губернатора по поводу пребы вания в Порхове Атаби Атаева. Но, взявшись написать о мюридизме еще в то время, нельзя было обойти гром кий и зрелищный зикр, пришедший на сме ну тихому «шамилевскому» зикру. «В 1860 году внесена была на Кавказе новая проповедь зикира...»14— пишет Фа деев, не называя вообще имена основателей зикров — шейхов Ташав-хаджи и Кунта-хад- жи, хотя имен кавказских учителей зикра в книге перечислено немало: Исмаил Эффен- ди Ширванский, Магомет Казий-Кюринский, Кази-Мулла, Джемал Эддин и др. Надо уточнить, что в Чечне было всего два вида зикра, сохранившиеся и по сегод няшний день: накшбандийский, совершае мый сидя, и кадарийский, сопровождающий ся бегом по кругу и прыганьем, с обязатель ным ритмичным хлопаньем в ладоши во время покачивания всем корпусом из сто роны в сторону с упором то на одну ногу, то на другую. Поскольку основателем последнего зик ра является Кунта-хаджи, то «новая пропо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2