Сибирские огни, № 12, 2010
Марьям ВАХИДОВА С ВЕРОЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ... Духовное состояние чеченского общества в период пребывания Льва Толстого на Кавказе и влияние Чечни на духовно-нравственные поиски молодого Толстого * О том, почему Толстой, повторяя вслед за Лермонтовым, называет и свою жизнь чьей-то «глупой шуткой», это отдельная ис тория, но ответ именно на этот вопрос дал бы нам понять всю противоречивость этой фигуры и всю трагичность его ухода... Не забегая вперед, обратимся к юноше Льву, ко торый «с 16-ти лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуж дению ходить в церковь и говеть»3, не отри цая при этом Христа (как пророка) и Его учения. «Единственная истинная вера моя в то время была вера в совершенствование. Но в чем было совершенствование, и какая была цель его, я бы не мог сказать...»4, цити рует из «Исповеди» Толстого дочь его Алек сандра, составившая книгу о своем отце, опи раясь на широко распространенные источни ки. В попытках понять родного человека, А.Л. Толстая, как и сторонние исследовате ли, обращается к его художественным произ ведениям, отождествляя автора с созданны ми им героями. «Описывая своего героя в “Казаках”, не о себе ли писал Толстой», — за дается дочь вопросом, цитируя из повести: «Для него не было никаких — ни физичес ких, ни моральных — оков... У него не было ни семьи, ни отечества, ни веры, ни нужды. Он ни во что не верил и ничего не призна вал. Но, не признавая ничего, он не только не был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно»5. Можно было бы понять дочь, которой, на момент смерти отца, было всего 26 лет, если бы не Лермонтов, который к этому воз расту уже завершил свои земные дела, а Тол стой зачитывался им всю жизнь. К сожале нию, дочери Толстого — Александра Львовна ... Умственно неверующим я стал очень рано; очень рано очистил то место, на кото ром стояло ложное здание'. ...жизнь моя есть какая-то кем-то сыг ранная надо мной глупая, злая шутка2. Л.Н. Толстой и Татьяна Сухотина-Толстая — в своих книгах так и не приблизили к нам своего отца, не сде лали понятнее, не сняли многочисленные воп росы, ответы на которые сделали бы фигуру Льва Николаевича менее «загадочной». Остается признать, что ни во что не ве рующим, ничего не признающим, постоян но увлекающимся, но с «верой в совершен ствование», приезжает Толстой в Чечню, где годом раньше уже начал осуществлять свою непротивленческую миссию шейх Кунта-хад- жи Кишиев. Учение шейха — непротивление злу насилием — Толстой привезет в Россию, где оно приобретет искаженные формы и чер ты, в отличие от наставлений шейха, которым духовный учитель человечества неуклонно будет следовать до конца своей жизни. Утверждать, что, находясь в Чечне, Тол стой оставался равнодушным к учению шей ха, значит признать его слепо-глухо-немым, поскольку мы не найдем имени Кунта-хад- жи в подробных дневниках молодого чело века, искавшего ответы на те же вопросы в то же самое время. Утверждать, что, интересуясь амери канским непротивленцем Гаррисоном и пе реписываясь с Ганди, работающим в Юж ной Африке, Толстой, так и не вспомнил о чеченском непротивленце, который в 1864 году уже «пострадал за веру» (о чем всю жизнь мечтал Толстой!), — значит принизить гений Толстого, а не значимость фигуры шейха. Называя Гаррисона «одним из величай ших людей не только Америки, но и всего мира»6, выписывая из Штатов его биогра фию, написанную Оливером Джонсоном, и считая, что «уже то, что Гаррисон был непро Доклад, читанный в Академии наук Чеченской республики 19 ноября 2010 г. (Грозный), а также 25 ноября 2010 г. на Международном Толстовском форуме (Москва).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2