Сибирские огни, № 12, 2010
сал визит писателя и публициста Владимира Короленко в Ясную Поляну в 1910 году. « — Один молодой критик, — сказал Ко роленко Толстому, — говорит, что <...> у вас нет типов. Я с этим, конечно, не согласен <...>, но кое-что есть в этом и правды». И далее Ко роленко продолжил: «Я думаю, что у Гоголя характеры взяты в статическом состоянии, так, как они уже развились, вполне определивши еся... А у вас — характеры развиваются на протяжении романа. У вас динамика...»8 Однако в том же, последнем для Толсто го году, в Ясной Поляне о Чуковском гово рили не только с Короленко. Тот же Валентин Булгаков рассказал в своей книге об апрельском визите в имение графа — беллетриста Леонида Андреева. Ав тор нашумевших «Царя-Голода» и «Океана» (блестяще разруганных Чуковским) неожидан но стал рассказывать Льву Толстому о новой книге своего ругателя — «Нат Пинкертон и современная литература», в которой тот об рушивался, в частности, на чудовищный китч тогдашнего синема. Вместе с тем Чуковский отметил и его — кинематографа — будущую перспективность. «За чаем Л. Андреев рассказал Льву Николаевичу о критике К. Чуковском, кото рый поднял вопрос о специальной драмати ческой литературе для кинематографа. Сам Андреев этим вопросом очень увлечен. Лев Николаевич слушал сначала довольно скеп тически, но потом, видимо, мало-помалу заинтересовался. “Непременно буду писать для кинематографа!” — заявил он в конце беседы». Сам же Корней Иванович в своих по зднейших воспоминаниях об Андрееве на писал об этой истории так: «В ту пору Леонид Николаевич отно сился ко мне с величайшим сочувствием. Когда в 1910 году он посетил Льва Толстого, он, как я узнал из газетных отчетов, очень тепло говорил обо мне и советовал Толсто му прочесть одну из моих тогдашних статей. Я всей душой привязался к его (Леонида Андреева. — П. К.) семье, детям и братьям, и в то же время меня угнетало сознание, что по долгу профессионального критика я обязан нанести ему удар. Именно в этот период он стал увлекаться абстрактными схемами, на пыщенной, уныло-монотонной ритори кой, и его литературная манера превратилась в дурную манерность. Было мучительно ви деть, что такой искренний, сильный, само бытный талант истощает себя трафаретной и бесплодной тематикой. Всякий раз, когда я бывал у него, меня не покидало сознание, что 8 Булгаков В. Л.Н. Толстой в последние годы его жизни. — М., 1960. С. 324. этот милый, душевный, очень русский, очень бытовой человек гораздо талантливее того, что он пишет...» Стоит добавить, что знаменитая москов ская газета «Утро России» в выпуске от 29 ап реля 1910 года цитировала и другие высказы вания Толстого по ходу беседы с Андреевым. Отвечая на вопросы мистера Рэя (С.С. Раевс кого) о своей встрече с Толстым, беллетрист сообщил: «Спрашивал Лев Николаевич и о критиках. Между прочим, Лев Николаевич указал на Чуковского, который умеет и смеет касаться тем, до которых не решаются спус каться высокопоставленные критики. Как на образец он указал на статью Чуковского о кинематографе — этом новом “художествен ном” явлении последних дней, имеющем та кое громадное влияние на толпу». Вот об этой самой толпе Корней Чуков ский очень скоро сядет писать Льву Толсто му специальное письмо, прося его ни мно го ни мало — о новом, им, Чуковским, «зака занном», публицистическом тексте. IV. «...И потому думаю, что, главным об разом, нужно не выражение негодования против убийства себе подобных, не внуше ние ужаса совершаемых казней, а нечто со всем другое. Как прекрасно говорит Кант, “есть та кие заблуждения, которые нельзя отверг нуть. Нужно сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят, тогда заблуждение исчезнет само собою ”. Какие же знания нужно сообщать заб луждающемуся уму человеческому о необ ходимости, полезности, справедливости смертной казни, для того, чтобы заблуж дение это уничтожилось само собой. Такое знание, по моему мнению, есть только одно: знание того, что такое чело век, каково его отношение к окружающе му его миру, или, что одно и то же, в чем его назначение и потому, что может и дол жен делать каждый человек, а, главное, что не может и не должен делать». Из последней статьи Льва Т олстого «Действительное средство», законченной вОптиной пустыни 29 октября 1910года Наступила осень 1910 года. Корней Чу ковский, работавший в крупной российской газете «Речь» (ее финансировали конституци онные демократы) и захваченный общими интеллигентскими настроениями тогдашне го общества, связанными с усилением репрес сивного аппарата правительства, — задумал то, что сегодня назвали бы «журналистской акцией». И написал 24 октября (6 ноября) об этом Льву Толстому.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2