Сибирские огни, № 12, 2010
ЕГОР ГАММ ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА: ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ Филологи и другие исследователи находят немало иных признаков, опровергающих авторство ап. Иоанна. Так, сам Иоанн, будучи автором произведения, не называл бы Иоанна любимым учеником Иисуса, тем более в третьем лице. Считается очень воз можным вариант, что действительного автора тоже звали Иоанном. Такое имя было достаточно распространено у иудеев. Следует учесть и то, что в те времена принято было писать от имени великих авторитетов. Апостолы, ходившие непосредственно с Христом, конечно же, были такими авторитетами. К старости Иоанна уже никого из них не было в живых. Итак, можно с большой долей вероятности принять версию, которая отвергает авторство ап. Иоанна. На этом сходится большинство независимых исследователей. Да и нам приходится выбирать между двумя взаимоисключающими версиями, вы текающими из трех синоптических Евангелий, написанных между 65 и 75 годами, и Евангелием от Иоанна, написанным на рубеже 1-го и 2-го столетий н. э. Авторство синоптических Евангелий установлено с достаточной, хотя и не абсолютной, дос товерностью, и описанный в них эпизод захоронения тела Иисуса Христа пред ставляется нам вполне достоверным. Тот же эпизод в Четвертом Евангелии вос принимается неправдоподобным, придуманным и украшенным фантазией авто ра (или авторов), описывающего событие давно минувшее и по воспоминаниям престарелого очевидца. К тому времени сложились определенные каноны христи анской церкви, в которых влияние официальной догматики ощущается уже совер шенно определенно. Нельзя было допустить, что Иисус Христос был захоронен не по иудейскому Закону, «нечисто». Влияние на христианскую идеологию иудеохри- стиан в период начального формирования христианской церкви еще оставалось подавляющим. Определенную роль сыграло и представление, что Иисус Христос воскрес, выбравшись из непроницаемого и прочного кокона. Это усиливало впечат ление Его всемогущества. На эту тему сочинено немало сказочных версий, не во шедших в Новый Завет. Итак, наиболее достоверной представляется следующая картина событий, про исшедших после последнего смертного вскрика Иисуса на кресте. Все участники этого ужасного события уже в нетерпении, наступает вечер предпасхальной пят ницы и с распятыми нужно покончить так, чтобы не оставить «нечистых» следов к радостному празднику. Римские воины тоже изрядно устали и стремятся в свои квартиры в Иерусалиме. О близких Иисусу Христу людях и говорить не приходит ся. Они душевно измотаны до предела, озабочены тем, чтобы тело их безмерно любимого Учителя не подверглось святотатственному издевательству и было по хоронено по соответствующим канонам Талмуда. По приказу сотника римский сол дат перебивает голени двум распятым разбойникам и тем ускоряет их смерть. По отношению к Иисусу такая мера не понадобилась, Он к тому времени уже испус тил дух. На всякий случай, чтобы вполне удостовериться в смерти, Ему протыкают ланцетом грудь и сердце. Тут появляется знатный член Синедриона Иосиф Арима- фейский с помощниками и, по разрешению Понтия Пилата, снимает труп Иисуса. Уже темнеет, времени до наступления пасхальной субботы совсем мало и нужно спешить провести самое необходимое для предварительного захоронения умерше го. В этой спешке самое важное — предотвратить малейшее гниение до проведе ния полного ритуала захоронения в первый день недели после субботней Пасхи. Иосиф с помощниками насыпают на каменный уступ в гроте слой мелко дроблен ного пахучего дерева с древесной смолой и алоэ, настилают половину длинного полога, укладывают тело умершего и закрывают его второй половиной полога. Сверху полог также присыпают пропитанной древесной крошкой. Теперь можно не опасаться за состояние трупа в течение двух ночей и одного дня. Представите ли римской власти торопят Иосифа, чтобы быстрее закончить формальности: удос товерить надписью на полотне имя захороненного, привалить камень для закры тия входа в грот и поставить «пломбу» — римскую печать на шнурке. Это меры предосторожности против возможной кражи трупа и появления самозванцев под именем Иисуса из Назарета. Все, что можно и нужно было сделать в этот трагичес кий день, сделано. Близкие Иисусу женщины проследили, куда положили тело и с разбитыми сердцами пошли по домам, чтобы подготовить все материалы для про ведения захоронения по всем правилам, им хорошо знакомым. Человек, который так перепугал иудейское духовное руководство, надежно и навсегда упрятан в ка менном гроте, и навсегда вычеркнут из истории. Правда, примерно через 30 часов Он исчез из каменной, наглухо закрытой и опечатанной, могилы. С этого момента вся история цивилизованного мира пошла по другому пути.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2