Сибирские огни, № 12, 2010

ческой жизни. Лука уверенно считается автором «Деяний апостолов» и биографии ап. Павла. Эпизод со снятием Иисуса с креста и Его захоронением почти дословно повто­ ряет изложение Марка. Этот факт является определенным доводом в пользу первич­ ности текста Марка. Евангелие Матфея также почти полностью повторяет Евангелие Марка. Мат­ фей — своеобразный летописец Иисуса Христа. Он постоянно находился в Его бли­ жайшем окружении и практически все знал о Его земной жизни. Но после ареста Иисуса он больше Его не видел вплоть до встречи после Воскресения. Теперь рассмотрим искомое соответствие в Евангелии от Иоанна. Мы уже упо­ минали, что если снятый с креста Иисус был уложен в могильном гроте и обработан так, как предписывается Талмудом, то отпечаток на плащанице никак не мог по­ явиться. Тому две веские причины: омовение трупа перед его пеленанием и схема самого пеленания. А ведь именно этот ритуал, как утверждает Иоанн, был в полном объеме проведен Иосифом Аримафейским и Никодимом. Кроме того, Петр и Иоанн увидели «...плат который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другомместе» (Ин. 20,7). Вот как описывает Мак-Дауэлл потрясение Иоан­ на, когда тот увидел пустую могилу: «Посмотрел он туда, где еще недавно лежало тело Иисуса. Теперь там остался немного помятый саван, сохраняющий форму тела. Саван был пуст, наподобие пустого кокона. Это зрелище любого заставило бы пове­ рить в воскресение Христа. До самого смертного часа Иоанн помнил этот случай. Так что первое, что осталось в памяти учеников, была не столько пустая гробница, сколько пустой саван, сохранявший форму и положение погребенного тела». Текст Евангелия не звучит именно так, и форму савана, кроме головной его части, можно представить несколько иначе, но с учетом того, что, по Иоанну, процедура захороне­ ния проводилась по Талмуду, саван выглядел именно как кокон в форме тела усопшего. Таким образом, если принять верным описание этого эпизода Иоанном, то Туринс­ кую плащаницу никак нельзя идентифицировать с саваном, в который было завер­ нуто тело Иисуса. Одновременно с этим, опять же если принять верным описание Иоанна, следует отказать в правдивости описанию того же эпизода в 3-х синопти­ ческих Евангелиях. Столь же правомерно принять утверждение, что именно у Иоанна описание захоронения неверно, и тогда можно допустить верным описание в трех синоптичес­ ких Евангелиях. Если считать автором четвертого Евангелия Иоанна, сына Зеведеева, т.е. апостола — любимого ученика Иисуса Христа, то такое искажение маловероят­ но. Он единственный из учеников, кто присутствовал на казни и принимал завеща­ ние Учителя относительно своей матери. Он же первым увидел пустые пелены в гробе. Ничего ему додумывать не нужно было, все это намертво запечатлелось в памяти еще молодого человека. Тогда кто же автор четвертого Евангелия? Вот что пишет по этому поводу Р. Браунригг в словаре «Кто есть кто в Новом Завете»: «Некоторые из ранних отг^в Церкви, такие как Ириней Лионский и Кли­ мент Римский утверждали, что Евангелие написано Иоанном, сыном Зеведея, в Ефесе. Однако, Папий, епископ Иерапольский (60 — 130), говорил, что есть два Иоанна: апостол, которого уже нет в живых, и старец, который еще жив. Дио­ нисий, который впоследствии стал епископом Ефеса, подтверждал, что в Ефесе были две могилы, и в обеих были похоронены личности по имени Иоанн. В любом случае предание настойчиво говорит о том, что Евангелие было написано в Ефе­ се (а не на острове Патмос, куда был сослан на какое-то время апостол Иоанн и где он, как принято было считать, написал свое Евангелие. По всем признакам, там могло быть написано «Откровение», авторство которого тоже однозначно не уста­ новлено. — Е. Г.). Можно сделать следующий вывод по поводу авторства: инфор­ мацию для этого Евангелия, безусловно, дал Иоанн Зеведеев, но фактически оно было написано или отредактировано старцем, жившим в Эфесе (выделено мной. •— Е.Г.)». Старец в период писания Евангелия был относительно молод, а ап. Иоанн уже состарился. Ведь Евангелие от Иоанна написано около сотого года н.э. Э. Ренан идет дальше и предполагает, что Евангелие написано после смерти ап. Иоанна чело­ веком, который был очень близок к нему. В любом случае автор Евангелия — человек хорошо образованный, литературно одаренный и хорошо знакомый с греческой фило­ софией. Однако представляется невероятным, чтобы еврейский рыбак из Галилеи Иоанн, сын Зеведеев, настолько освоил греческую философию, чтобы сформулировать глу­ бочайшую и дерзкую мысль о единосущности Иисуса Назорейского еврейскому Богу. Эту мысль могли сформулировать и развить ¡высокообразованные язычники из окружения старого Иоанна, питающего их бесценными сведениями о жизни Христа. ЕГОР ГАММ ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА: ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2