Сибирские огни, № 12, 2010
ческой жизни. Лука уверенно считается автором «Деяний апостолов» и биографии ап. Павла. Эпизод со снятием Иисуса с креста и Его захоронением почти дословно повто ряет изложение Марка. Этот факт является определенным доводом в пользу первич ности текста Марка. Евангелие Матфея также почти полностью повторяет Евангелие Марка. Мат фей — своеобразный летописец Иисуса Христа. Он постоянно находился в Его бли жайшем окружении и практически все знал о Его земной жизни. Но после ареста Иисуса он больше Его не видел вплоть до встречи после Воскресения. Теперь рассмотрим искомое соответствие в Евангелии от Иоанна. Мы уже упо минали, что если снятый с креста Иисус был уложен в могильном гроте и обработан так, как предписывается Талмудом, то отпечаток на плащанице никак не мог по явиться. Тому две веские причины: омовение трупа перед его пеленанием и схема самого пеленания. А ведь именно этот ритуал, как утверждает Иоанн, был в полном объеме проведен Иосифом Аримафейским и Никодимом. Кроме того, Петр и Иоанн увидели «...плат который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другомместе» (Ин. 20,7). Вот как описывает Мак-Дауэлл потрясение Иоан на, когда тот увидел пустую могилу: «Посмотрел он туда, где еще недавно лежало тело Иисуса. Теперь там остался немного помятый саван, сохраняющий форму тела. Саван был пуст, наподобие пустого кокона. Это зрелище любого заставило бы пове рить в воскресение Христа. До самого смертного часа Иоанн помнил этот случай. Так что первое, что осталось в памяти учеников, была не столько пустая гробница, сколько пустой саван, сохранявший форму и положение погребенного тела». Текст Евангелия не звучит именно так, и форму савана, кроме головной его части, можно представить несколько иначе, но с учетом того, что, по Иоанну, процедура захороне ния проводилась по Талмуду, саван выглядел именно как кокон в форме тела усопшего. Таким образом, если принять верным описание этого эпизода Иоанном, то Туринс кую плащаницу никак нельзя идентифицировать с саваном, в который было завер нуто тело Иисуса. Одновременно с этим, опять же если принять верным описание Иоанна, следует отказать в правдивости описанию того же эпизода в 3-х синопти ческих Евангелиях. Столь же правомерно принять утверждение, что именно у Иоанна описание захоронения неверно, и тогда можно допустить верным описание в трех синоптичес ких Евангелиях. Если считать автором четвертого Евангелия Иоанна, сына Зеведеева, т.е. апостола — любимого ученика Иисуса Христа, то такое искажение маловероят но. Он единственный из учеников, кто присутствовал на казни и принимал завеща ние Учителя относительно своей матери. Он же первым увидел пустые пелены в гробе. Ничего ему додумывать не нужно было, все это намертво запечатлелось в памяти еще молодого человека. Тогда кто же автор четвертого Евангелия? Вот что пишет по этому поводу Р. Браунригг в словаре «Кто есть кто в Новом Завете»: «Некоторые из ранних отг^в Церкви, такие как Ириней Лионский и Кли мент Римский утверждали, что Евангелие написано Иоанном, сыном Зеведея, в Ефесе. Однако, Папий, епископ Иерапольский (60 — 130), говорил, что есть два Иоанна: апостол, которого уже нет в живых, и старец, который еще жив. Дио нисий, который впоследствии стал епископом Ефеса, подтверждал, что в Ефесе были две могилы, и в обеих были похоронены личности по имени Иоанн. В любом случае предание настойчиво говорит о том, что Евангелие было написано в Ефе се (а не на острове Патмос, куда был сослан на какое-то время апостол Иоанн и где он, как принято было считать, написал свое Евангелие. По всем признакам, там могло быть написано «Откровение», авторство которого тоже однозначно не уста новлено. — Е. Г.). Можно сделать следующий вывод по поводу авторства: инфор мацию для этого Евангелия, безусловно, дал Иоанн Зеведеев, но фактически оно было написано или отредактировано старцем, жившим в Эфесе (выделено мной. •— Е.Г.)». Старец в период писания Евангелия был относительно молод, а ап. Иоанн уже состарился. Ведь Евангелие от Иоанна написано около сотого года н.э. Э. Ренан идет дальше и предполагает, что Евангелие написано после смерти ап. Иоанна чело веком, который был очень близок к нему. В любом случае автор Евангелия — человек хорошо образованный, литературно одаренный и хорошо знакомый с греческой фило софией. Однако представляется невероятным, чтобы еврейский рыбак из Галилеи Иоанн, сын Зеведеев, настолько освоил греческую философию, чтобы сформулировать глу бочайшую и дерзкую мысль о единосущности Иисуса Назорейского еврейскому Богу. Эту мысль могли сформулировать и развить ¡высокообразованные язычники из окружения старого Иоанна, питающего их бесценными сведениями о жизни Христа. ЕГОР ГАММ ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА: ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2