Сибирские огни, № 12, 2010
ЕГОР ГАММ ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА: ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ ние прийти сюда в воскресенье утром для проведения полного иудейского ритуала подготовки и захоронения тела. Они несут с собой благовония и все необходимое для умащения тела Иисуса Христа. У Иоанна женщины здесь не упоминаются, а утром появляется только Магдалина, и не для захоронения, а только для прощания с Учите лем. Действительно, если весь ритуал проведен вечером в пятницу двумя мужчинами, то надобности в каких-то действиях такого рода не было. Итак, насколько можно доверять основным историческим документам об Иисусе Назарянине — четырем канонизированным Евангелиям? Считается доказанным, что первое из четырех Евангелий написано Марком, племянником апостола Петра. Он не был среди учеников Иисуса Христа, но неоднократно наблюдал за Ним, когда ученики с Учителем находили приют в доме его родителей. Считается, что Марк ка кое-то время сопровождал апостола Павла в его путешествиях, но затем отошел от него, как теперь говорят, по несовместимости характеров. Властный и непреклонный Павел, конечно же, не был приятным в общении. Позже Марк сопровождал апостола Петра, который до римского периода своей жизни тоже много разъезжал с проповедя ми о Христе, Его жизни и Воскресении, очевидцем которых он был самым непосред ственным. После временного расхождения с Павлом Марк становится как бы пере водчиком Петра и его летописцем. Петр языками римским и греческим, видимо, вла дел плохо, и грамотный, неплохо образованный Марк был ему прекрасным помощни ком. Со слов Петра он записал много фактов из его жизни вместе с Христом в период Его евангельской миссии и жертвенных страданий. Марку приписывается авторство «Иисусовых речений» — самого старого записанного документа первохристиан, став шего исходным материалом для синоптических Евангелий. А Евангелие от Марка, первое из трех синоптических, закончено в 64-65 гг., в период страшных гонений на христиан после грандиозного пожара в Риме при Нероне. Именно тогда появилась настоятельная потребность в писаниях о Христе для тайного чтения. В античном мире роль устного слова вообще была исключительно велика. Особенно простой народ, глубоко увлеченный проповедями христианства, да еще из уст сподвижников живо го Христа, в книгах меньше всего нуждался. Книги в то время были дороги и не являлись тем средством массового распространения информации, как сейчас. Эк зальтированные первохристиане в период страшных гонений собирались в ремес ленных мастерских или катакомбах и упоенно слушали заезжего оратора или даже апостола. Такое восприятие было самым сильным и привычным в коллективе мало образованных людей. Именно этим объясняется столь позднее (через 30-40 лет пос ле казни Христа) появление записанных Евангелий — осмысленных и литературно изложенных основ христианской религии. Потребность в письменном изложении усилилась в связи с мученической смертью Петра в 64 г., а затем и Павла в 67 гг. и уходом из жизни других сподвижников Христа. Правда, «Речения Иисуса», записанные от руки, были созданы гораздо раньше тем же Марком со слов Петра с целью использования их проповедниками. А Еванге лие от Марка в исследовательских кругах часто называют Евангелием Петра. И впол не обоснованно: это Евангелие записано Марком со слов менее образованного и не склонного к писательству ап. Петра. Э. Ренан и другие исследователи с полным основанием считают, что Евангелие от Марка написано после смерти Петра на основе богатых записей под его диктовку, т.е. примерно в 65 г. Тот же Ренан считает, что Евангелие написано Марком в Риме и что он был хорошо знаком с греческой и римской культурой. В его изложении, как он считает, встречается немало заимствований из латинского и греческого. В то же вре мя он прекрасно владел иудейской духовной литературой и воспитывался на еврей ском Законе. Подлинность текста Евангелия от Марка была подтверждена кумранским руко писным текстом. Этой рукописи не более 120 лет от начала н. э. К сожалению, руко пись очень ветхая и конец ее оборван. Некоторые исследователи не исключают, что впоследствии христианские переписчики или редакторы могли что-то изменить в тексте в угоду сложившейся тогда официальной христианской догматике. Речь, прежде всего, идет о захоронении и Воскресении Иисуса Христа. Довод этот не сильный, но и отбросить его со всей уверенностью нельзя. Лука свое Евангелие написал несколькими годами позже Марка. Простое, по верхностное чтение показывает, что оно почти полностью совпадает с текстом Еван гелия Марка. Правда, значительные места более расцвечены писательским талантом и воображением. Лука — единственный неиудей среди столпов иудеохристианства. Он грек, теолог, врач по профессии. В 49 г. в Антиохии он встретил Павла и с тех пор стал его постоянным спутником и ближайшим помощником в миссионерской подвижни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2