Сибирские огни, № 12, 2010
ботам. А.П. Бендер в статье "Верования, обряды и обычаи евреев, связанные со смертью, похоронами и трауром ” пишет, что по древним еврейским обычаям воду для обмывания умерших следует подогреть. В церемонии обмывания участвуют не менее двух человек, даже если это труп ребенка, и менять положение тела можно только вдвоем. Труп кладут на доску, ногами к двери, и накрывают чистой просты ней... затем его с головы до ног обмывают тепловатой водой. Сначала тело кладут лицом вверх. Затем его поворачивают на правый бок и. т.д. В процессе церемонии участники читают определенные стихи из Писания, заканчивая их словами: “И окроплю вас чистою водою, — вы очиститесь от всех скверн ваших... ” (Иез. 36, 25)». И далее: «После омовения, как свидетельствует Новый Завет, тело умащали ароматическими веществами. При погребении Христа было, как мы уже указы вали, использовано 45 кг ароматических веществ. После того, как все конечности распрямлялись, на тело надевали погребальные одежды, сшитые из чистейшего белого полотна. На этом этапе погребения ароматические вещества, т.е. мелко дробленные кусочки ароматного дерева, смешивались с древесной смолой, смир ной. Участники похоронной церемонии заворачивали тело умершего, начиная со ступней, в холст. Между слоями холста они клали ароматические вещества, сме шанные со смолой. Они заворачивали тело до подмышек, затем опускали руки вдоль тела и заворачивали плечи. По моим подсчетам, в общей сложности эти одежды весили 53-54 кг». В 4 веке н. э. Иоанн Златоуст писал, что «во время погребения использовалась смирна — вещество, которое так плотно приклеивалось к телу, что похоронные одежды можно было снять лишь с большим трудом». Мы так подробно цитировали Мак-Дауэлла, чтобы читатель получил представ ление об объеме работы и длительности процесса подготовки тела умершего к захоро нению. Мак-Дауэлла больше интересует тот факт, что при таком облачении, когда труп оказывается в прочном коконе из материи и застывшей смолы, оживший человек не смог бы из него выбраться. Этим он подкрепляет одно из многих своих доказательств, что гипотеза о глубокой потере сознания от болевого шока на кресте и последующего выхода Иисуса Христа из обморока несостоятельна. Действительно, из такого кокона даже самому здоровому человеку не выбраться. Этот аргумент в значительной мере опровергает и гипотезу о краже трупа учениками Иисуса. Конечно, освободить из та кого кокона труп почти невозможно. Почему же три первых евангелиста ничего не сообщают о подготовке тела Иису са Христа — столь важном элементе еврейского захоронения? Можно предположить, что в заключительных частях трех синоптических Евангелий пропущены не только второстепенные, но, возможно, и существенные детали. Земная жизнь Иисуса Христа закончилась, и повествование о дальнейших событиях, с нею связанных, авторам как бы уже не интересно. Они только кратко упоминают их. Процедуру подготовки тела, на фоне великого события — Воскресения Учителя, авторы сочли вовсе второстепен ной. Этот возможный недостаток восполнил автор четвертого Евангелия — Иоанн. И тут опять встает вопрос, в сущности исключающий всю сложную и длитель ную процедуру захоронения, на которую ссылается Иоанн: зачем женщины (в трех синоптических Евангелиях), бывшие непосредственными свидетелями снятия тела с креста и его размещения в могильном гроте, пришли в воскресение рано утром к могиле, чтобы произвести те самые приготовления, которые, по Иоанну, в пятни цу вечером провели Иосиф и Никодим? Читая эти места в синоптических Еванге лиях, создается явственное ощущение, что ничего торжественного в этот поздний вечер не намечалось и предпринимались только меры по надежному сохранению тела для последующего, через 30 часов, проведения полного ритуала захоронения по еврейскому закону. Чтобы приблизиться к фактическим событиям того траги ческого вечера и ночи с субботы на воскресенье, нужно определиться, каким до кументам отдать предпочтение: трем синоптическим Евангелиям или Евангелию от Иоанна. Здесь мы не ставим задачу исследования подлинности этих документов в целом. Разобраться нужно в явном противоречии в изложении эпизода захоронения тела Иисуса Христа. Приняв одну сторону, т.е. описания захоронения в синоптических Евангелиях, мы должны отвергнуть документальность описания того же эпизода у Иоанна, и наоборот. Действительно, в первом случае женщины присутствуют при казни Христа и затем при снятии тела Иосифом, и далее они наблюдают за укладкой тела в грот вплоть до заваливания входа камнем. При этом они уже принимают реше ЕГОР ГАММ ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА: ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2