Сибирские огни, № 12, 2010
ЕГОР ГАММ ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА: ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ 39. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и стоя, литр около ста. 40. Итак они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. 20,3. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. 4. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и при шел ко гробу первый, 5. И наклонившись увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие 7. И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо сви тый на другом месте. Евангелисты Матфей, Марк и Лука пишут, что Иосиф Аримафейский выпро сил разрешение у Пилата забрать тело Иисуса и положил его в гробнице, видимо, подготовленной для себя. Во всяком случае, авторы упоминают, что гробница еще по назначению не использовалась. Все они повторяют фразу «... и обвил Его чистою плащаницею». Здесь нет даже намека на то, что труп обмывали, как это полагалось по иудейским обычаям. Нетрудно представить себе, что вечером в пятницу совер шенно не было времени на проведение весьма трудоемкого иудейского ритуала захоронения, который нужно было закончить до наступления пасхальной субботы. Что эта процедура была отложена на день после субботы, подтверждается тем фак том, что женщины, проследившие весь процесс снятия трупа с креста и его укладки в каменный грот и закрытие входа большим камнем, рано утром после субботы явились с благовониями для проведения ритуала захоронения очень близкого им человека. Озабоченные тем, кто им отодвинет тяжелый камень, они приблизились к гроту и увидели, что камень отброшен и вход в могилу свободен. Заглянув вовнутрь, «...увидели пелены лежащие». Здесь вообще не обнаруживается противоречий с принятой церковью историей о Туринской плащанице. А вот евангелист Иоанн утверждает, что Иосиф Аримафейский и Никодим при несли с собой примерно 45 кг ароматических веществ и провели весь ритуал захоро нения снятого тела Иисуса сразу же после его помещения в могильный грот. Проти воречие в утверждениях в трех синоптических Евангелиях, с одной стороны, и в Еван гелии от Иоанна, с другой, по этому принципиально важному вопросу очевидно. Остается выяснить: либо Марк и использовавшие его Евангелие Матфей и Лука не детализировали процесс подготовки тела умершего к захоронению и ошибочно вве ли эпизод с женщинами, либо неверно Иоанново утверждение в 20, 40: «Итак они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погре бают Иудеи». Попробуем разобраться, где историческая правда, а где имело место литературное фантазирование. Если принять, что погребение состоялось по Иоан ну, то Туринская плащаница принадлежала не Иисусу Христу, а кому-то другому. Касательно версии евангелиста Иоанна выскажем следующее соображение. Ритуал захоронения в полном объеме Иосиф Аримафейский мог провести только в ночь с пятницы на субботу или в день субботней Пасхи. В воскресный день — пер вый день недели у иудеев, это не могло быть сделано, т.к. уже до восхода солнца Иисус Христос покинул могилу воскресшим. В исключительных случаях захороне ние в субботу допускалось. Но чтобы это можно было сделать в Пасху, а та суббота была пасхальной, маловероятно даже с учетом большого веса Иосифа в иерархии Иерусалима. А до наступления субботы по еврейскому календарю времени остава лось очень немного. Ведь умер Иисус Христос примерно в 9 часов вечера. Нужно было успеть быть принятым у Понтия Пилата, убедить его в наступившей смерти Иисуса через вызванного для этого сотника, вернуться к месту казни, снять при гвожденное тело и отнести его в могильный грот. А далее начиналась процедура подготовки тела умершего к захоронению. Для этого Никодим купил и принес благовонную смесь из мирры и алоэ, большое полот но и дополнительные полосы поменьше. По правилам захоронения процедуру нуж но было проводить безотлагательно, чтобы избежать даже малейших признаков гни ения. Вот как описывает процесс погребения Джон Мак-Дауэлл, автор книги «Доказа тельства Воскресения»: «Готовя тело к погребению, его клали на каменный стол в усыпальнице и мыли теплой водой. Как сказано в вавилонском Талмуде, собрании на ставлений о еврейских обычаях, обмывание тела считалось настолько важным эле ментом похоронного ритуала, что евреям разрешалось выполнять его даже по суб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2