Сибирские огни, № 12, 2010
ЕГОР ГАММ № ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА: ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ тервенением и массово эта экзекуция применялась в тех случаях, когда противник долго сопротивлялся и этим озлоблял римское воинство. Бичевание достаточно часто при менялось в римской армии. Здесь до смерти и при всем народе бичевали дезертиров, трусов и просто каждого десятого, если когорта отступила перед натиском врага. Так поддерживались известные всему миру боевые качества римской армии, которая мно гие века не знала поражений. Позже технология бичевания модернизировалась и приобрела форму, описан ную выше. В истории она сохранилась под латинским названием Р^гш п 1ахП1аШт, «бич с косточками». Так бичевали и Иисуса из Назарета. Но в данном случае не ставилась цель умертвить приговоренного. Напротив, нужно было максимально сохранить чувствительность. Самые страшные муки были впереди. Скорее всего, Иисуса бичевали больше для потехи солдат, по злобе Пилата, которую он питал к иудеям вообще и к жертве, которую ему подсунул Первосвященник Каиафа в уни жение римского прокуратора. А вот следующий за Пилатом римский консул забил до смерти такими плетями двух иудеев высокого ранга с римским гражданством, чем приблизил события «Иудейской войны». Бессердечные палачи, однако, заботились о том, чтобы человек при такой экзе куции достаточно сохранился для дальнейшего длительного ощущения страшных болей на кресте. Вообще, бичевание, видимо, применялось далеко не к каждой при говоренной к распятию жертве. Человек, завернутый в Туринскую плащаницу, про шел это истязание. Может быть, поэтому он и скончался на кресте через шесть часов. Здоровые жертвы выдерживали иногда до 3-х суток. К орон а из т ер н о вн и к а Тот факт, что иудеи представили обвиняемого как претендующего на звание «царя иудейского», видимо, натолкнул беснующихся солдат римской когорты на еще одну потеху, причинившую Иисусу дополнительные страдания. Евангелисты коротко упоминают этот факт, не вдаваясь в детали. Исследования кровяных пятен на плащанице в районе головы позволили установить, что повреждений на голове было около тридцати. Это следы проколов шипами колючего растения, из веток которого сплели корону «царю». Корону надевали грубо, с проворачиванием, так что самые выступающие шипы образовали рваные раны. Руки жертвы при этом были связаны, истязуемый не мог защищаться. Следует заметить, что никакими законами или тра дициями эта форма издевательства в Римской империи не предусматривалась и слу чаи такие совершенно неизвестны. Здесь еще одно полное совпадение «показаний» евангелистов с результатами исследований кровяных пятен на Туринской плащанице. Ш ест ви е к м е ст у к а зни . Г олгоф а На иллюстрациях к Библии, на многих живописных произведениях мы видим страдающего Иисуса в короне из терновника, несущего свой крест на Голгофу — к месту предназначенной Ему казни. Тяжелый крест сделан из обструганных брусь ев и пригибает Иисуса к земле. Из Евангелий известно, что Иисус совершенно изне мог и римский воин остановил идущего с поля крестьянина Симона Киринеянина и заставил его нести крест. Вызывает некоторое недоумение, почему евангелисты не указали на ту деталь, что Иисус нес не весь крест, а только верхнюю перекладину, тоже достаточно тяжелую. А основная часть — вертикальное бревно, уже заранее было транспортировано на Голгофу. В картинах много красивостей, которых факти чески не было. Все было гораздо прозаичнее и страшнее. Но удалимся в историю, чтобы понять, откуда в Риме появилась такая изощренно жуткая казнь — казнь на кресте. В Риме крест, как орудие казни, появился в результате опустошительной 2-й Пунической войны. Тогда еще крестьянский Рим применял для крестов засохшие ореховые или оливковые деревья, а в качестве перекладины для приколачивания рук — подручные бревнышки, возможно, чуть подтесанные. Вот этот обрезок длиной при мерно 2,4 метра и нес осужденный к месту своей казни. Два солдата растягивали руки и привязывали их к бревну по кистям, локтям и плечам. При этом бревно всем весом ложилось на плечи и на верхнюю часть спины. В таком виде несчастную жертву гнали через город или деревню, для устрашения жителей. Если человек па дал, его поднимали ударами описанной выше плети. Не раз случалось, что жертву не доводили до места казни. Он умирал на своей крестной дороге.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2