Сибирские огни, № 12, 2010

ЕГОР ГАММ ШШ ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА: ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ лона Александрийского к императору Римской империи Калигуле. Поскольку долгое время считалось, что эти документы сфабрикованы во втором тысячелетии н. э., то и Пилат считался фигурой вымышленной. Однако при археологических раскопках в Це­ зарее был найден текст на камне, в котором упоминается прокуратор Иудеи Понтий Пилат и годы его правления. Значит, процесс над И. X. проводился именно в его вре­ мя и под его руководством, как полагалось по должности. Филон Александрийский в своем обращении в 39 году н. э. обращает внимание императора на произвол предста­ вителей римской власти в дальних провинциях Римской империи. В качестве приме­ ра жестокости правления он приводит Пилата. Он рисует его жестоким, упрямым, крайне неприятным в общении и не принимакшщм никаких советов. Этот тиран, как пишет Филон, восстанавливает против себя людей и не гнушается взяток. Деньгами Храма в Иерусалиме, которые считались совершенно неприкосновенными по иудейс­ ким законам, он бесцеремонно распоряжался по своему усмотрению. Далее Филон указывает на темное и низкое прошлое Пилата, происходящего от какого-то разбойно­ го племени. Его покровителем был самый жестокий и презренный человек римской империи Элий Сеян, вызванный в Рим сенатом и изрубленный по его распоряжению вместе с семьей на куски. Ко времени процесса над И. X. покровителя Пилата уже не было в живых, и это сделало последнего еще более трусливым и жестоким. Позднее, после десятилетнего прокураторства в Иудее, Пилат был вызван в Рим и сенатом освобожден от должности с предъявлением обвинений в вымогательстве и неоправ­ данной жестокости. Обычно сенат сквозь пальцы смотрел на вольности провинци­ альных прокураторов, так что наказание Пилата последовало, очевидно, после того, как чаша терпения переполнилась. Было это примерно через 5-6 лет после казни Иисуса Христа, если принять, что Его распятие было в 30 году. Вероятнее все же, что Он был распят в 33 году. В этом случае отставка Пилата произошла через 3 года после этого события. Дальнейшая его судьба неясна. Разные легенды приписывают ему то самоубийство, то ссылку, то казнь при Нероне. В Иудее верховной властной структурой считался Синедрион из 71 члена. Ниче­ го подобного парламенту он не представлял. В него входили ближайшие Первосвя­ щеннику люди, занимавшие высшие посты в церковной иерархии, отставные перво­ священники, самые почетные старейшины из священнического колена Иуды и не­ много самых богатых и влиятельных людей в Иерусалиме, допущенных к власти Первосвященником. По партийному признаку этот своеобразный церковно-парла- ментский орган был расколот на саддукеев и фарисеев. Первые к иудейской догмати­ ке относились достаточно либерально, были склонны к греческому менталитету и с римской властью вполне уживались. В свою очередь римская власть опиралась на эту партию, и вместе они более всего опасались беспорядков и религиозных бунтов. Скорее всего, саддукеи в Синедрионе не воспринимали Иисуса как опасного смутьяна и были готовы не затевать большого процесса. Иосиф Аримафейский, тоже член Си­ недриона и тайный сторонник Христа, принадлежал к группе саддукеев. Другая партия фанатично религиозных фарисеев («праведных»), к которым, видимо, относился и Первосвященник, яростно ненавидела Иисуса и добивались для Него крайней меры наказания. Возглавлял Синедрион в то время Первосвященник Каиафа. Доподлинно извес­ тно, что арест Иисуса Христа был произведен по приказу Каиафы и допрошен Он был им же при злобных издевательствах в помещении Синедриона. В итоге было принято решение, что «самозваный Мессия» достоин смерти. Однако властью каз­ нить Синедрион не обладал, и Иисуса передали в руки Пилату для вынесения смер­ тного приговора. Христианская церковь, начиная с авторов Евангелий, в первую очередь Иоанна, рисует долго сомневающегося Пилата, всеми способами желающего убедить евре­ ев, что подсудимый на его взгляд ни в чем не виновен. Вся вина возлагается на Синедрион и его Первосвященника, всячески убеждавшего Пилата, что Иисус из Назарета представляет опасность для Рима. Из повествования Иоанна следует, что хитрый Каиафа обвел Пилата вокруг пальца и тот вынес вердикт о распятии совер­ шенно невиновного в его глазах галилеянина. Так ли это? И в рамках ли римского законодательства поступил Понтий Пилат при осуждении Иисуса, который не был гражданином Рима? Пилат, конечно, видел безосновательность обвинений Иисуса в стремлении к революционной смуте и попытался спихнуть это дело на вышестоящего тетрарха Галилеи Ирода Антипу, личность совершенно мерзкую и беспринципную. Однако тот тоже не захотел связываться с этим делом и переправил обвиняемого обратно к Пилату, объявив его сумасшедшим. В сущности, это был прекрасный повод для Пила­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2