Сибирские огни, № 12, 2010
— Едем, — ответил тоболяк, не задавая пока вопросов: откуда да почему в дев ственной сибирской стороне, почти на самом краешке России, место такое — Патмос. Пока важнее всего — самому увидеть. И когда мы подъехали к монастырю и гость увидел узкий мостик, провисший над шумящей рекой и будто спасительно уцепив шийся в камень острова, Аркадий, не оглядываясь, обронил: — Понятно, почему мы не миновали этого места. На подворье женского монастыря мы и не просились даже. Там было разме ренно-тихо, изредка появлялась во дворе темнорясная послушница, переходя из од ного домика в другой — монастырская работа — дело постепенное. Зато туристы, коих было немало, еще пять минут назад громко перекликавшиеся на стоянке машин, видя их тихую работу, здесь, на спуске к мостику, приглушали свои голоса. Во весь голос здесь разговаривала только Катунь! Сам остров и монастырская обитель на нем описаны неоднократно, а уж фотогра фии возрожденного на излете века монастыря обошли многие издания и путеводители. Я же хочу выделить одну особенность: на Патмос Катунский в любое время валом нава ливается людской поток, но люди прибывают сюда не паломнически — ножками, а в основном они упакованы, как консервы, в заморскую жесть автомобилей. То есть — автопаломничество это — оно не православное по духу своему, оно порождено иной религией — туризмом, что само по себе воспринимается как здравое желание побольше увидеть, узнать. А уж на какой лад кто и как увиденное осмыслит — тут всякому своя воля. Что же до меня, то я воспринимаю Патмос на Катуни как обретенье отцом Мака рием Божьего дара. Патмос Эгейский — средоточие мирового православного монаше ства. У святой горы нашли там твердь для стояния православного более трех сотен часо вен. А островок по площади всего-то менее сорока гектар. Наш Патмос в сорок раз мень ше, но избирая его для своего келейного пребывания о. Макарий как раз достигал цели: мала обитель, но здесь не растекайся отвлекающими помыслами, здесь сосредоточение в самом себе, приуготовление к беседе с Всевышним и сама беседа... Место для таких возвышенных собеседований архимандрит нашел не на укром ной поляне, а разместил свой ларец православия, свою обитель Веры на самом стрежне живокипящей бирюзы — Катунь со всей силой страсти своей речной при падает к основе каменной скалы — припадет и отпрянет, припадет и отструится от тверди серебристо-шелковистых шиферных сланцев, поставленных и посередине реки и по ближнему обережью на голову — вертикально, будто бы являя евангелический том мироустройства, который еще по всяк день читать да перечитывать! ...Возвратившись из той поездки, каждый день которой был словно горошина гранатовая, нанизанная на единую нитку недели, я стал ворошить свои книги — слово «Патмос» покоя не давало. Выручила энциклопедия Южакова, дотянулся до нужного тома. Главное, что узнал: остров в давние времена был местом ссылки греков. Сколько их теперь живет на острове — бог весть, но был среди прочих ссыль ных в начальные века православия один особенный. Это апостол Иоанн. И это на Патмосе, а не где-нибудь, написал он Апокалипсис. Вот и вспомнил я Патмос на Кату ни, где книга о последних временах, разумеется, была читана не однова. Но думал ли основатель обители о том, что бесовские силы в образе Гидростроя апокалиптически нависнут над Катунью, угрожая всему, что разместится выше и ниже плотины? Не * * В свое время, годах в 70-х, знавал я на Чуйском тракте водителей из шоферской династии Поповых, которые, не лихача на сложной Дороге, выезжали со двора «СовавтоБийск» спозаранку, а поздним вечером укладывались на ночлег в Ташанте. И все это достигалось не на скоростных иномарках, а на обыденных ЗИЛах! Что же говорить о сегодняшних легкобегучих «японках» и «шведках». Мы, распрощавшись с Чемалом, к полудню легко достигли намеченной точки Чуйской стрелки — невысо кой плоской сопочки, откуда отлично видны мутно-белесые струи Чуй и зелень Ка- тунского потока там, где они бегут сотни метров, словно договариваясь — обняться им или течь дальше так же — отдельноцветно. Однако же русло каменистое прими ряет уросливых сестер, и Чуя покорно приобретает цвет более могучей сестры, ста новясь неразличимой частью Катуни. Место слияния неповторимо по распахнутос ти долин, на бортах которых по террасам, будто по полочкам, разложены все этапы жизни этих двух рек: от ледниковых полноводий до последующих спадов водного обилия, когда огромное озеро, покрывавшее Чуйскую степь, прорвало природную ледниковую преграду и разом, на едином вздохе ушло долиной Катуни на север. АЛЕКСАНДР РОДИОНОВ ОТ СУДЬБЫ ДО СУДЬБЫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2