Сибирские огни, № 12, 2010

окрестный мир человеческий, ветвисто вросший в плоть межгорных долин, а где нет пути долинного, врезавшийся в хребтину перевала серпантинами подчас трагичес­ кой судьбы. Не было у Шукшина в Сростках своей Арины Родионовны, но была мать. Это она своей обширной памятью, согретой чувством родства с родным поднебесным пределом, исподволь выводила сына на этот тракт, который шире просто дороги. За два дня до юбилейной даты поехали мы с Елфимовым в Бийское Заречье. Замы­ сел мой был прост — поскольку издатель альманаха «Тобольск и вся Сибирь», объехав­ ший полмира, а уж Россию вдоль и поперек, вознамерился выпустить в свет отдельный том, посвященный Бийску, то какой же Бийск без музея истории Чуйского тракта. Елена Анатольевна Грехова — непосредственная создательница музея и един­ ственный его сотрудник по сей день, поведала, предваряя осмотр, что сама идея устройства музейной экспозиции истории знаменитой дороги витала в мыслях Юрия Дмитриевича Никишина — руководителя бийских дорожников, еще до перестроеч­ ной поры. Но окончательно она оформилась в 1992 году, когда под коллекцию доку­ ментов, карт и фотографий было выделено несколько комнат в конторе ДСУ-10. Сегодня в экспозиции представлено все, что удалось собрать Елене Греховой: от первого письменного упоминания о Чуйской тропе 1788 года до фотографий дней нынешних — нет такого года, чтобы не совершенствовали дорожники уст­ ройство важной для России артерии. Тракт живет по законам кровеносных путей страны, и в его пространстве тоже возникают атеросклеротические перехваты, ко­ торые надо лечить, чтобы большегрузный автопоток не уперся однажды в непрохо­ димый тромб. В музее Грехова вела тобольского гостя не от километра к километру, не от бома к бому, а от имени до имени: вот бийские купцы Гилев, Смирнов и Котельников впервые вышли по Чуйскому тракту за пределы России — это 1865 год, а вот события иного порядка — по тракту прошли экспедиции русского парижанина геолога Чиха- чева, томского гляциолога Сапожникова, геолога Обручева, писателя Гребенщико­ ва, экумениста Рериха... И так от судьбы до судьбы, от скрипа колес тележных до далеко летящего завыванья грузовика «Совавтобийск», когда в его кузове горделиво взирает на красы виражей молчаливый до поры до времени, путешествующий в Мон­ голию трактор. И боковая тропа не забыта — мульен буренок прошло из Монголии в Бийск своим ходом... И вот от судьбы до судьбы путь выходит к тем дням, когда Чуйский тракт стано­ вится героем кинематографа. Это уже о Шукшине. Однако иной трепет возникает в голосе Греховой — дошли до чертежей и карт, выполненных рукой изыскателя Вячеслава Шишкова. Это жемчужина музея. И мне известно, что завистливые голо­ вы из Российского автодора уже несколько лет плотоядно поглядывают на уникаль­ ные шишковские карты - у них, начальников всех дорог России, в самой Москве такого нет, как и нет до сих пор единого умно собранного музея истории автодорог великой страны. Гость тобольский, по ходу повествования, непрерывно щелкает затвором фото­ аппарата — многое из редчайшей экспозиции пригодится при издании книги о Бийс- ке— и вдруг озадачивает хозяйку музея: — День сегодня для всех выходной, а посетителей нет. Неужели весь поток еду­ щих в Сростки — мимо? Грехова разводит руками — выходит так: — Главные наши посетители — школьники. Но ведь каникулы... А так началь­ ство иногда разных гостей привозит. И объяснения этому долго искать не надо — музей буквально запрятан в закоул­ ки Заречья, хоть и находится по иронии ситуации в переулке Центральном. Ну, уж куда нейтральней — не придумаешь. Легче пролететь три сотни верст по Чуйскому, чем отыскивать мало кому известный музей. На посошок спрашиваю Грехову: — А не было такого варианта — вывести музей прямо на тракт? Ну, хотя бы на первый километр Чуйского, чтоб людям доступнее... — Мечтать-то можно. Но музей-то ведомственный. Мы к дорожной службе пу­ повиной приросли. Кто ж захочет рвать по живому... * * * О том, надо ли перерезать пуповину приросшего к Бийскому ДСУ музея, разго­ вор неожиданно продолжился на следующий день, когда мы спустились с Пикета, чтобы перед дальнейшей дорогой отведать знаменитых, размером с хороший лапо­ АЛЕКСАНДР РОДИОНОВ Ж ОТ СУДЬБЫ ДО СУДЬБЫ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2