Сибирские огни, № 8, 2010

АЛЕКСАНДР РЫБИН УЯШ РАЗЛОЖЕННЫЕ ГОРОДА то пропитанные едким одеколоном и скрипящие кожей сидений, то продуваемые ошалелыми ветрами в открытые окна. Горный ландшафт Кемеровской области, расписанный узорами тайги, сменила равнина Красноярского края. В Ачинске свернули направо. С пожилой парой в мик­ роавтобусе пересекли длинный мост над тяжелыми водами Чулыма. Пожилая пара ехала в Абакан, оттуда до столицы Тывы, Кызыла, оставались считанные сотни кило­ метров. Началась Хакасия. Ее холмистые степи ломали горизонт плавными волнами. Язы­ ческие каменные истуканы сторожили здесь трассу. Фольга соленых озер блестела под солнцем. У иных озер толпились десятки автомобилей и сотни туристов изнывали от зноя. Иногда на вершинах далеких холмов трепыхались тени кочевых орд — умершие завоеватели, они никак не хотели отступить в вечный покой. Пожилая пара рассказывала, как по ночам призраки кочевников пугают туристов топотом невиди­ мых табунов и звоном позабытых битв. От Абакана до Минусинска нас довез китаец, плохо говоривший по-русски. Его услужливость вывезла нас за Минусинск, съемная его квартира оказалась далеко позади, в городских трущобах. Мы с большим трудом уговорили китайца ехать до­ мой и убедили, что «поймаем» другую машину, которая направляется именно туда, куда нам надо. Рассказы мои растаяли в автостопной суете. Совершенно не было возможнос­ ти, чтобы писать. АК понимала это и жалела меня, обещала, что возможность писать обязательно появится в Тыве. Ночь расплела черные косы. Мы стояли под фонарем у неработающей автозап­ равки. Над фонарем блестели желанной прохладой звезды. В конусе электрического света танцевали круговороты мошкары. Сырая духота мешала дышать. Я запрыгал, размахивая руками, по пустынной трассе и стал напевать сумасшедшую песню: «Там-та-та-ги-дидан, та-та-ги-дидан, мы едем в Чадан...» В тывинском городке Чадан через день начинался международный фестиваль горлового пения «Устуу-Хурээ». Туда мы желали непременно попасть. Бряцающая туша «КамАЗа» с прицепом остановилась возле нас. Из кабины выглянула взлохмаченная голова с глазами, даже в сумерках на границе света и тьмы поражающими своей голубизной. То был Леха, молодой водитель из Минусинска. Той ночью Леха стал нашим другом и другом всех автостопщиков вообще. Он мах­ нул рукой, и мы закинули в кабину «КамАЗа» свои рюкзаки и себя самих. Трясущаяся машина, надсадно рыча, взбиралась по серпантину к вершинам Саян. За окнами страшно чернели обрывы, удивляли многовековой толщиной кед­ ры. Леха искренне восхищался нашими историями о голоде пространств, гонящем автостопщиков через города, деревни, стойбища и аулы, по умытым свежим асфаль­ том трассам и едва заметным дорогам. В ответ он поделился счастливой простотой собственной жизни: техникум, армия, жена и дочка, купил «КамАЗ», чтобы возить уголь из разреза за Кызылом на железнодорожный причал Минусинска. Леха — сверстник, такой же жадный искатель, как я и АК. Но, в отличие от нас, у него были якоря, цепляющие его за стабильный заработок и не отпускавшие в вольницу путе­ шествий — жена и малолетняя дочка. Да и не якоря даже, а теплые обитатели его сердца. Он простодушно мечтал, что, когдадочка подрастет, он с семьей объедет всю Россию, вдосталь насладится ширью и красотой Родины. «КамАЗ» замер в таинственной темноте на вершине перевала. — Поесть надо, — коротко сообщил водитель. Из-за своего сиденья доставал свертки, заботливо собранные женой. По кабине расползался аппетитный дух домашней пищи. Леха разделил остывшие макароны, котлеты и салат на три неравные части. Большие части отдал нам. Третью, меньшую, уминал сам. Рядом стоял еще один «КамАЗ» с прицепом. В скудном желтом свете его кабины копошился морщинистый силуэт мужчины. Леха зажег компактную газовую горелку, вскипятил воды, и мы напились бес­ покойного кофе, отогнали прочь слабость сна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2