Сибирские огни, № 8, 2010
Н ачало века. Литературный и краевед ческий ж урнал. (Томск) № 1,2010. Ровно половину номера занимает ро ман Б. Климычева «Корона скифа» (1-я часть), опубликованный еще десять лет на зад в Новосибирске под названием «Томс кие тайны». Подзаголовок «историко-при ключенческий роман» не исчерпывает всех достоинств романа, в котором есть не толь ко острый и разветвленный сюжет (поиск шведским ученым Страленбергом сокро вищ его предка), но и колоритные типы, быт и нравы томских купцов, интеллигентов, уго ловников, маргиналов, отражающих «физи ологию» Томска середины 19 века. С рома ном перекликается документалыю-краевед- ческий материал В. Костина о Томске в 1890 г., опирающийся в основном на публикации местной газеты «Сибирский вестник», и со держащий самые пестрые сведения: от цен на продукты до «червяков, тараканов, мы шиного кала» в булках. «Первым поэтом Сибири» и «последним поэтом казачества» называет П. Васильева А. Казаркин в очерке к столетию поэта, не скрывая, впрочем, кри чащих противоречий его «буйного» творче ства. Остальная проза номера — рассказы В. Лойши, В. Швецова, А. Титова, скромна и непритязательна, включая «Сказки нашего Севера» Т. Мейко, похожие на беллетризо- ванные до неузнаваемости мифы абориге нов. В поэтическом отделе больше впечат ляют «женские» стихи О. Комаровой, О. Кор- туновой, А. Ануфриевой. В рубрике «Взгляд со стороны» даны мини-отклики на новую книгу поэта В. Крюкова. Ш у м и л о в И .Л . П е р е у л о к в с т р е ч . Из творческого наследия. —Павловск, 2010 . Эта книга из провинциального алтайс кого городка Павловска — словно голос из прошлого, из чудных и наивных советских лет. Иначе не назовешь рассказы и повести этой книги о людях самородно талантливых, как маленький певец Илюшка из рассказа «Ивановский соловей», честных, как сбежав ший от городских соблазнов обратно в род ную деревню молодожен Костя из рассказа «За длинным рублем», чистых, до стериль ности, как правдолюб, спортсмен и трезвен ник Пашка Мотовилов из повести «Переулок встреч». Это целомудрие происходит столькоже от требований соцреализма, сколь ко и от облика самого автора — фронтови ка, сельского журналиста, патриота своей «малой родины», «светлого человека». Это подтверждает раздел воспоминаний о писа теле с «говорящими» заголовками: «Забот ливый и любящий отец», «Он очень любил людей», «Человек с большой буквы» и т.д., за которыми — живой человек со своими «чудинками». Он, например, любил вдруг в разгар работы запеть песню к восторгу ря дом сидящих коллег, а в «колке дров» «был истинным виртуозом». Наиболее живым и, пожалуй, лучшим материалом книги явля ются «Письма из Ялты» больного туберку лезом писателя, обнажающими веселый нрав, любознательность и любовь к своим родным — «сибирским медведям, медвежа там и медвежонкам». В 2000-е годы в Пав ловске проходили ежегодные Шумиловские чтения, показывающие, что это был действи тельно незаурядный человек, достойный па мяти не только в глухой провинции. Г ригорьева О льга. Река и речь. —Пав лодар, ТОО «Дом печати», 2009. Поэтесса и писательница из Северного Казахстана свою поэтическую книгу, деся тую по счету, составляет из стихов, написан ных либо на ходу, либо об иных краях и зем лях. Об этом говорят названия циклов: «Сти хи, написанные в поездах», «Из крымского блокнота», «Колокольчик из Тарусы». Серд цевиной сборника, однако, являются циклы «Летоход» и «Река и речь», где приоритет отдан вечным, нетекучим ценностям — душе, любви, родине, Слову, Богу и где авто ром написаны главные строки книги: «И не мни себя автором. Все мы только Его / Слу ги». Настоящим же Автором и «богом» для О. Григорьевой остается М. Цветаева, кото рой посвящаются коленопреклоненные сти хи паломницы: «Я приехала поцеловать зем лю, где стоял цветаевский дом». Тем не ме нее, в стихах самой поэтессы нет ничего цве таевского: они традиционны в лучшем смыс ле этого слова, как немудреная провинция порой лучше мудреных столиц.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2