Сибирские огни, № 8, 2010
редактором журнала «Сибирские огни» — можно сказать, родного печатного органа, где впервые увидели свет большинство его про изведений. Возглавлял он это издание более десятка лет — с 1964 по 1975 год. И не просто возглавлял. Без преувеличения, это был один из са мых ярких периодов в жизни флагмана лите ратурной периодики Сибири. Именно тогда здесь «становились на крыло» такие в буду щем знаменитые писатели, как Виктор Астафьев с повестью «Кража», Валентин Рас путин с повестью «Деньги для Марии», Ва силий Шукшин, опубликовавший в «Сибир ских огнях» три большие подборки расска зов и романы «Любавины» и «Я пришел дать вам волю (Степан Разин)». У Смердова в журнале выросла целая плеяда и других интересных и талантливых литераторов. Но далеко не всегда публикации их произведе ний проходили гладко. Времена, надо не за бывать, были идеологически суровые, цен зурные. Нередко, чтобы спасти талантливое произведение, требовалось проявлять нема лое искусство преодоления всяческих зап ретительных рифов и барьеров. Мягкий, де ликатный, интеллигентный Александр Ива нович умел быть и дипломатичным, и убе дительным, но и жестким до непреклоннос ти — тоже. В результате же, при нем на стра ницах журнала публиковалось действитель но все самое лучшее и талантливое, что рож дала тогда литературная Сибирь. Журнал пользовался огромным авторитетом как сре ди читателей, так и среди писателей, и был, несомненно, лучшим провинциальным пе риодическим литературно-художественным изданием, в котором за честь почитали «зас ветиться» и очень многие столичные авто ры. Не случайно «Сибирские огни» на ру беже 1970— 1980-х годов являлись таким же символом Новосибирска, как и его знаме нитые оперный театр или вокзал. А вот самАлександр Иванович был чужд показной величественности и значительнос ти, бьющей в глаза амбициозности. При своем сугубо пролетарском происхождении оставался он истинным интеллигентом. О его скромности говорить можно мно го, но я хочу рассказать об одном весьма крас норечивом, на мой взгляд, эпизоде. Помню, накануне его 70-летия мне, мо лодому в те поры критику, заказали в «Сибир ских огнях» статью о Смердове. Я с энтузиаз мом взялся, не пожалел красок, превосходных степеней и словесной позолоты. Когда статья была готова и даже набрана, в редакцию заг лянул ушедший к тому времени на пенсию Смердов. Он попросил фанки моей статьи и пропал на неделю. Сроки поджимали, я не рвничал. А когда Смердов, наконец, вернул статью, я не узнал ее: в ней не осталось живо го места—тут вычеркнуто, там что-то исправ лено, вписано... Александр Иванович факти чески переписал все заново. Я чуть не запла кал от такого, как мне казалось, варварства. Когда же, остыв, внимательно ознакомился с его правкой, устыдился. Смердов соскреб с моего опуса всю сусальную позолоту, велере чивость, беспощадно ликвидировал разные мои сопли-вопли и придыхания и оставил толькосуть— несколько суховатуюпосле столь кардинальной чистки, зато вполне соответ ствующую искомому предмету. В общем, пре подал мне Александр Иванович сразу несколь ко уроков: и редакторский, просто блестяще меня выправив, и авторский, наглядно пока зав, как я должен был написать, но, главное, — человеческий. Пожалуй, только после это го случая я стал по-настоящему осознавать, что показатель истинной величины художника — отнюдь не его амбициозность... 11 апреля 1986 года Александра Ивано вича Смердова — поэта, прозаика, публи циста, переводчика, журналиста, редактора, общественного деятеля — не стало. На фасаде дома по улице Крылова в Новосибирске, немного правее входа на стан цию метро «Красный проспект», висит ме мориальная доска. На мраморе скупая над пись: «Здесь жил поэт Александр Смердов». И больше ничего. Но ничего больше и не надо. Остальное — в подтексте этой насы щенной и славной судьбы, без которой лите ратурную и культурную жизнь Сибири уже трудно представить.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2